Став жертвами агрессии, дети сами становятся агрессорами — психологи

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

В Латвии полторы тысячи детей в год страдают от насилия. Это лишь официальные данные: именно столько ребят проходят программу социальной реабилитации, чтобы избавиться от последствий душевной травмы, полученной от повышенной агрессии сверстников, сообщает Латвийское радио 4. Сегодня в Риге проходит конференция, посвященная проблемам, связанными с агрессивными подростками.  

В школах растет число случаев насилия, и с каждым годом они становятся все более жестокими. Школьники поджигают друг другу волосы, закрывают в мусорных баках, заставляют лизать пол. В Госполиции говорят, что в среднем из десяти происшествий они узнают о трех. Учебные заведения предпочитают скрывать, что в их стенах происходят подобные эпизоды, рассказывает завотделом прав детей Бюро омбудсмена Лайла Гравере:

«Заявления о таких ситуациях есть у нас на рассмотрении регулярно. Вот и сейчас есть два: одно о детском саде, другое о средней школе. Разного возраста нарушители, и мальчики и девочки.

Рассматривая жалобу, мы выясняем, соблюдала ли школа нормативные акты. Обращалась ли школа за помощью, что она делала, что предпринял социальный педагог, психолог. Был ли результат, если не было - сообщила ли школа дальше в самоуправление, что этому ребенку нужна программа коррекции социального поведения.

Регулирование, кто что обязан делать, у нас есть! А результат таков, что статистика полиции показывает: дети нарушают закон, дети очень жестоки».

По мнению эксперта, вместо того, чтобы протянуть руку первой помощи, школы только способствуют росту агрессии среди подростков. По-хорошему им следовало бы отправлять ребенка на программу психологической коррекции, но в действительности это делают немногие. Бюро омбудсмена выяснило: лишь в половине случаев учебные заведения обращаются в самоуправления за помощью, об остальных инцидентах – умалчивают.

«Самоуправления обязаны эти программы выработать для каждого ребенка. Но в жизни так не происходит. Там же нужно привлечь специалистов. Или медиков, или психотерапевтов.

Понять, как ему помочь, сделать как лучше – не ждать, пока он совершит уже какое-то серьезное преступление», - говорит Гравере.

К такому же выводу приходят и психологи Инспекции по защите прав детей. Школьники или их родители звонят им на телефон доверия и жалуются, что учебное заведение решает конфликты между школьниками спустя рукава и зачастую виноватым делает совсем не тех.

«Звонят родители – говорят, что в школе были какие-то разборки, например драка. В школе не всегда эту поблему решают. Если какие-то конфликты между детьми – школа, скажем так, находит виноватого. А на самом деле тот ребенок не виноват – тогда и у него накапливается больше этой агрессии. И бывает наоборот: как школа не хочет сотрудничать, так могут и родители не хотеть», - говорит психолог инспекции Мария Сорокина.

Центр Valdardze занимается с детьми, пострадавшими от насилия, оказывает им психологическую помощь. Там пришли к обескураживающему открытию: из жертв их клиенты сами быстро превращаются в насильников, рассказывает глава центра Эва Саре-Айзсилниеце:

«Например, у нас был на днях случай, когда подросток, который в раннем детстве пострадал от сексуального насилия, сам сексуально использовал своего близкого. И этому мальчику всего 12 лет.

У него уже влючилась психология насильника – когда уже не имеет значения, что другому больно. Главное – что мне хорошо».

Специальных центров, где работали бы с агрессивными подростками – нет. Эту роль общественным организациям приходится брать на себя. Хотя их основная задача работать как раз-таки с жертвами агрессии. Но, к сожалению, так получается, что агрессор и жертва – зачастую одно и то же лицо, указывает Саре-Айзсилниеце. Сегодня в стране нет отедльной услуги психосоциальной реабилитации для агрессивных подростков.

«Наши центры, по идее, работают совсем с другими вещами – мы помогаем жертвам насилия. Но

на практике нам приходится работать и с самими агрессорами. Это требует огромных ресурсов и профессионализма. Ведь акценты в этих случаях совершенно разные», - отмечает руководитель центра.

Из тех полутора тысяч детей, что ежегодно проходят программу социальной коррекции для жертв насилия, большинство впоследствии сами становятся агрессорами.

Как остановить круговорот насилия в природе – ответ на этот вопрос сегодня будут искать на конференции, посвященной агрессивным подросткам. Судя по количеству желающих ее посетить, проблема эта – более чем актуальная. Организаторы даже не рассчитывали, что участие в ней захотят принять вдвое больше специалистов, чем они планировали.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное