Спецслужбы: соискатели убежища не угрожают национальной безопасности

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Как Латвия может установить личности и выяснить намерения тех людей, которые просят убежища уже сейчас или обратятся за ним в ближайшем будущем — тех нескольких сотен человек, которые Латвия должна принять из других стран? Передача LTV De facto решила выяснить, как  проверяют беженцев, которые просят убежища в Латвии.

«Если мы говорим о потенциальной  угрозе национальной безопасности, создаваемой соискателями убежища, то это нужно рассматривать в долгосрочной перспективе. В настоящее время мы не можем говорить о стремительном и существенном росте угрозы национальной безопасности. Но нужно понимать, что Полиция безопасности постоянно проводит превентивные мероприятия по борьбе с терроризмом, чтобы устранить любой риск возникновения терроризма. В настоящий момент конкретной угрозы национальной безопасности лица, ищущие убежища, не создают», - подчеркнул сотрудник ПБ.

В последнее время в общественном пространстве распространилась информация о том, что в Европу под видом беженцев проникают боевики «Исламского государства» и террористы.

«Полностью исключить возможность того, что в Европу, прикрываясь поиском убежища, прибывают лица, склонные к терроризму, нельзя. Об этом свидетельствует и практика стран Европейского союза, но это нужно рассматривать в более широком контексте.

Конечно, особенность Шенгенской зоны — отмена внутреннего контроля — предполагает, что Европейский союз заинтересован, чтобы подобные лица сюда не проникали.

И на разный уровнях и эксперты, и люди, определяющие политику, делают все, чтобы устранить такую ​​возможность», — говорит представитель ПБ.

В Латвии, как и в других странах Европы, проверяются все соискатели убежища и мигранты, и проверка начинается с фотографирования и снятия отпечатков пальцев. Эти данные вводятся в международные информационные системы, которые позволяют идентифицировать человека и выяснить, не обращался ли он с просьбой об убежище в другой стране.

Часть людей, которые попадут в Латвию из лагерей беженцев за пределами Европейского Союза, уже будут проверены сотрудниками ООН. Но даже в этом случае окончательное решение будут принимать латвийские власти.

Процедура проверки проходит в несколько этапов. После снятия отпечатков пальцев и фотографирования проводится первое интервью, в ходе которого заполняется анкета, разработанная Управлением по делам гражданства и миграции (УДГМ). При подготовке к следующему, основному интервью полученные сведения проверяются. Это собеседование длится в среднем два с половиной часа, но может продолжаться и дольше. В некоторых случаях данная процедура может быть проведена повторно. Если необходимо, собирается дополнительная информация о фактах, которые сообщил интервьюируемый, проводится их сверка.

«На основном интервью человека расспрашивают по его индивидуальному делу. Что ему угрожало в той конкретной стране, в конкретном регионе, деревне, городе и так далее. Вся информация обязательно записывается на видео, аудио, чтобы в дальнейшем, уже после интервью, можно было бы проверить все предоставленные сведения, и Департамент гражданства и миграции мог принять окончательное решение», - рассказал журналистам начальник Отдела возвращения и искателей убежища Государственной погранохраны Марек Хонявко.

Для информации полезно все — интернет-ресурсы, статьи о событиях на родине беженца, факты, которые получены в сотрудничестве с комиссариатом ООН по делам беженцев. Для проверки фактов запрашиваются также исследования зарубежных экспертов.

Богатые европейские страны также отправляют в опасные страны своих иммиграционных офицеров, однако Латвия этого не делает. 

«Мы собираем информацию о странах происхождения — из стран, откуда приезжают больше всего. Эта информация накапливается. И работая со следующими приехавшими, можно пользоваться данными об этой стране. Информация не собирается в одном деле — в дальнейшем она становится основой, которая затем пополняется и пополняется», - говорит замначальника УДГМ Майра Розе.

На вопрос, охотно ли беженцы о себе рассказывают, Хонявко отвечает: «Не во всех случаях. И довольно часто лгут. Когда понятно, что его ложь идет ему во вред, поскольку тогда, скорее всего, решение будет для него негативным, то тогда он начинает искать другие, дополнительные материалы, которые могли бы отстоять его точку зрения, и они представляют дополнения уже автоматически. Это означает, что Государственной погранохране снова нужно переводить, надо добавлять материалы к делу, это процесс снова продлевается, пока не будет принято решение».

Иногда беженцы пытаются лгать о своей религиозной религиозной принадлежности — мусульмане пытаются выдать себя за христиан или наоборот.

Вьетнамцы часто пытаются выдать себя за несовершеннолетних, с которыми нужно обращаться осторожнее. По словам Хонявко, сотрудники могут догадаться, говорит ли человек правду, по его поведению, по его отношению ко всему, но у них есть возможность собрать как можно больше информации для проверки того, что рассказал интервьюируемый. Некоторых соискателей убежища проверяет и Полиция безопасности — в тесном сотрудничестве с зарубежными коллегами.

Навыки работы с беженцами латвийские пограничные службы совершенствуют и во время участия в международных операциях. Скоро обязанность проводить углубленное интервью перейдет от пограничной службы к УДГМ, и для этого потребуются дополнительные ресурсы и знания.

«Сотрудники учатся. Учатся непрерывно. Есть организованное Европейским союзом обучение, которое проводится онлайн, а затем еще нужно ехать на Мальту. Есть обучение, которое проводится на месте, с привлечением ООН», — рассказала Майра Розе.

Вскоре также придется задуматься о дополнительных переводчиках, поскольку те, что имеются сейчас, особенно переводчики с арабского и вьетнамского языков, уже загружены.

На вопрос журналистов, справятся ли службы органов внутренних дел с растущим объемом работы, глава МВД Рихард Козловскис ответил: «Да, мы справимся. Но при условии, что мы найдем, где их разместить. Да, потребуется какое-то дополнительное финансирование, но я не скажу, что на укрепление этого потенциала нужны ужасные миллионы».

В этом году за незаконное пересечение границы задержано 305 человек, большинство из которых — выходцы из Вьетнама и Афганистана. В свою очередь, с просьбой об убежище обратился 201 человек. Чаще всего убежища просят жители Украины, Вьетнама, Грузии, Сирии. В последние годы статус беженца или альтернативный статус предоставляется в среднем 30 соискателям в год.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное