Прошел год, но Владислав до сих пор не может привыкнуть к виду из окна своей квартиры. Раньше там стоял супермаркет, теперь руины. Приходя домой, он по привычке задергивает шторы, чтобы не видеть мрачный пейзаж. Скорее бы уже уничтожили все, что напоминает о страшной трагедии, вздыхает мужчина.
Судьба новостройки, прилегавшей к рухнувшему торговому центру, пока до сих пор остается не решенной. Местные жители уверены – ее нужно снести. Но все не так просто. Этот дом – частная собственность и стереть его с лица земли по решению рижской думы – нельзя. Только в том случае, если результаты экспертизы, которая будет готова через неделю, будут свидетельствовать о том, что здание небезопасно.
"Если будут хоть малейшие подозрения по поводу безопасности эксплуатации зданий, то департамент имущества Рижской думы классифицирует это как развалину, и дума примет постановление о насильственном сносе здания", - рассказывает директор имущественного департамента Олег Буров.
Глава общества пострадавших в трагедии "Золитуде 21.11" Регина Лочмеле-Лунева уверена, что результаты экспертизы будут в пользу владельцев. Доказать, что здание представляет собой опасность, будет крайне сложно.
В том случае, если результаты экспертизы будут положительны – владельцы здания будут иметь полное право оставить здание и продавать в нем квартиры. Рижская дума считает это неприемлемым.
Пострадавшие тоже выступают за снос здания и ведут активные переговоры, как с владельцами, так и с правительством Нидерландов, откуда родом все акционеры компании, которой принадлежит недвижимость.
Сами владельцы о своих планах говорят с неохотой. Представитель компании Рута Грикмане рассказала, что все решения будут приняты только в конце месяца.
"Мы до сих пор ждем заключения экспертов. И только после этого будет думать, что делать со зданием дальше. Сейчас дом и подземная стоянка законсервированы. Вокруг объекта установлен забор и обеспечена охрана. Над стоянкой мы установили временную крышу, чтобы погодные условия ее не разрушили".
Рижская дума и жители Золитуде хотят видеть на месте трагедии зелуню зону и памятный мемориал. Стороны будут добиваться этого вне зависимости от того, останется ли новостройка, или будет снесена.
Каким будет этот мемориал, можно будет планировать лишь после того, как решится судьба многоэтажного дома, прилегавшего к рухнувшему торговому центру.