Государство оплачивает лечение от зависимостей пациентам в возрасте до 18 лет. Стационарно такую услугу оказывают только в одном месте - в елгавской Гинтермуйже. Там - всего 6 мест. Сегодня записывают на сентябрь...
Врачи уверены – этого недостаточно. Тем более, зачастую родители узнают о том, что ребенок курит "спайс", лишь когда зависимость от наркотика уже становится сильной. По каким признакам можно распознать, что подросток подсел на наркотики?
Живой пример - юноша по кличке Доктор Грин, куритель «спайса», попавший в итоге в больницу Gaiļezers, в Рижский центр психиатрии и наркологии. Как сюда попал, не помнит. Утверждает, будто зависимости у него нет. Хотя марихуану он начал курить в 13. На спайсы перешел в этом году – спустя 7 лет. Последствия - сильные "приходы", провалы в памяти, учащение сердцебиения, потеря сознания.
Курильщики спайса в основном – это подростки из неблагополучных, неполных семей. И наоборот – дети, которые учатся в престижных столичных школах и не испытывают нужды. Но и те и другие чувствуют себя одинокими и склонны искать поддержки в компании сверстников, не получая ее в семье.
Сармите Скайда, главврач стационара Службы наркологической помощи, поражается бесчувственности родителей: ну как, например, мама не может видеть, что порезы у ребенка на руках.
"Нередко родители узнают, что ребенок курит спайс, только спустя год, два, а то и три. Когда зависимость становится уже очень сильной", - говорит врач.
Медики советуют родителям обратить внимание на поведение ребенка. Если он отдалился от семьи, мало бывает дома, у него появились новые друзья, чаще просит деньги – это может быть тревожным звоночком.
Специфические симптомы, могущие свидетельствовать об употреблении "спайсов" - покраснение кожного покрова на лице, расширенные зрачки, необычно интенсивная жажда.
Еще один признак курителя "спайса" – резкие смены настроения. То сонливость, то непомерный аппетит. И – всплески агрессии. А еще из дома начинают пропадать деньги.
Доктор Скайда, которая с зависимыми подростками общается каждый день, говорит – родителям надо больше говорить с детьми. Интересоваться их делами, учебой и друзьями. При первых признаках, что что-то изменилось, стараться вызвать подростка на откровенный разговор. Но ни в коем случае не упрекать, а уговорить сходить к врачу-наркологу или хотя бы психологу.