Возле памятника оборудованы сцена и экран, на котором видны выступающие – духовые оркестры латвийских учебных заведений. Некоторые стоят у автобусов, другие — уже в очереди возле сцены. Лица детей радостные и буквально светятся от ощущения праздника.
«Очень позитивное ощущение – сегодня праздник, и у нас патриотические чувства», - сообщила юная Марта из оркестра.
Про День белой скатерти Марта и ее подруги не слышали. Зато 12-классник Роберт поучаствовал в этом празднике: «У нас в школе был День белой скатерти и было ощущение единения. Все классы, которые хотели – пришли добровольно. Мы слушали латышскую музыку. Это было очень, знаете, позитивно». Роберт хочет, чтобы все в Латвии были счастливы. На вопрос Rus.lsm.lv, счастливы ли они сейчас - отвечает, что
«сегодня люди счастливы. И желаю, чтобы это сохранилось и дальше – не только на праздники, но и каждый день».
Только не все счастливы и в этот день. Одна пожилая женщина, отвечая на вопрос, как она относится к празднику похвалила, что все очень красиво и торжественно. Но потом призналась:
«Очень красиво выступают, просто мне больно здесь стоять. Не могу я – мне больно [плачет]».
Пожилая пара Марис и Надежда пришли на праздник со своими друзьями из Москвы.
«Было время, когда мы получили независимость. Праздник, хороший праздник. Только пенсионерам очень тяжело. Надежды оправдались 50 на 50. Мы вышли на пенсию в 90е годы, когда у нее была 8 латов пенсия, а у меня – 15. Вы можете понять - это не то, что сейчас», - рассказал Марис. Его жена, однако, сгладила углы: «Самое главное, что над нами мирное небо».
Но не все люди, в свое время голосовавшие за независимость – недовольны положением дел.
«Сейчас, когда я гуляю по латвийским полям, лесам я чувствую, что
после 25 лет я вижу другую Латвию. Здесь чище, радостнее, лучше.
Каждый ухаживает за своим садиком. И я чувствую себя как в детстве. И это очень хорошо. (…) Поколение меняется каждые 50 лет, а мы сейчас на полпути. И эти полпути прошли, как прошли. Ничего такого безумного не случилось, наоборот много положительного», - рассказал Раймонд, пожилой врач, - «Когда я голосовал за независимость, то думал, что могу ездить куда хочу и делать, что хочу. И я все время делал, что хочу. Моя профессия мне позволяет – я врач. Работалось нормально. И советскую власть я абсолютно игнорировал. Не чувствовал я, что она мне мешает. (…) Мне ничего не мешало в материальном плане. (…) У меня друзья, любовь, молодость была, нормальная работа, нормальные коллеги. Если кто и надеялся, то духовная интеллигенция. (…)».