Доктора-клоуны выходят в коридор центра поддержки беженцев, чтобы развеселить детей. Но первыми встречаются взрослые.
«Замедлять тех, кто застрял на какой-то такой энергии, и немного вдохновлять, будоражить тех, кто застрял в каком-то шоке, в таком эмоциональном льду. Немного растопить этот лёд, и впустить туда немного энергии, жизни, интереса. Самая главная поддержка не от нас. А будет среди них. В их сообществе — помогать друг другу, видеть, сопереживать. На самом деле интенсивность их переживаний такова, что я не могу их понять. Понять их могут только они», — говорит доктор-клоун Игорь Наровский.
Коридор первого этажа пройден. Доктора-клоуны поднимаются на второй. И оставляют работнице центра Гунте плюшевого профессора. Она должна за ним следить.
«Это профессор. Моя игрушка, с которой я работаю всюду в больницах, пережившая и трахеостому, и чего только не пережившая. Масса сердечных массажей от детей в больницах. А сейчас у профессора новая миссия — прийти и работать здесь... Разница безусловно есть, как и в больнице. В зависимости от того, в каком отделении ты работаешь, специфика немного отличается. Есть боль физическая. Сломал ногу, жду. И эта боль связана со скукой, например. Другое дело отделение онкологии. Там боль ещё и экзистенциальная. Здесь в основном травма. Травмированные психологически люди, которые потеряли очень многое. Прошли через многое, чтобы попасть сюда», — добавляет Наровский.
Тем не менее не все растеряли способность радоваться. Вот совсем маленький мальчик танцует, будто не было длинной дороги. Взрослые тоже рады докторам-клоунам.
«Когда мы встречаемся на вербальном уровне, на рациональном, можем легко оказаться по разные стороны баррикад, легко найти, чем мы отличаемся друг от друга. «А я вот с этим не согласен, а я думаю вот так вот». А когда мы встречаемся на эмоциональном уровне, мы чувствуем одинаково, чувствуем одно и тоже. Легче встретиться», — уверен Наровский.
Напоследок – ещё одна улыбка, и доктора-клоуны уходят. Коридоры снова наполнены уже обыденным шумом, теперь без смеха. Но доктора-клоуны ещё вернутся.