Реформа сети больниц: политический инструмент и риск следования интересам бизнеса

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Хотя реформа сети больниц еще на бумаге, политики уже активно завоевывают голоса пациентов, борясь за сохранение подлежащих закрытию медучреждений. Однако существует еще два важных фактора: огромные средства для финансирования здравоохранения и частный бизнес, который эти деньги осваивает, сообщает Latvijas Radio.

С конца лета, когда эксперты Всемирного банка обнародовали исследование латвийских больниц и рекомендации по их реформированию, о проблемах в этой сфере заговорили активнее. Министр здравоохранения Анда Чакша, однако, подчеркивает, что во главе угла должен стоять пациент и его интересы — реформа же состоится не ранее, чем через два года.

Один из примеров — больница Алуксне, которую — после активных протестов местных жителей — все-таки пообещали сохранить как круглосуточный пункт медицинской помощи, а не превратить в дневной стационар.

Грядущие муниципальные и парламентские выборы — одна из причин, почему о будущем маленьких больниц пока говорят осторожно и не собираются в ближайшие два года принимать судьбоносных решений. Это, сообщает Latvijas Radio, почти напрямую подтвердила заместитель госсекретаря по вопросам политики здоровья Министерства здравоохранения Дайна Мурмане-Умбрашко.

«Министр уже раньше говорила, что сеть местных больниц не представят в первом подходе, об этом будут дискутировать позже, поскольку мы также очень хорошо знаем, что в следующем году муниципальные выборы и что этот вопрос всегда чувствительный», — указала она.

На вопрос, отложена ли реформа на 2019 год, поскольку до этого ожидаются и парламентские выборы, Мурмане-Умбрашко ответила лаконично: «Да, возможно».

И, вероятно, в ближайшие два года пациенты станут не приоритетом, а политическим инструментом.

Если политическое обещание сохранить круглосуточный режим работы больницы Алуксне останется в силе, с началом настоящих реформ в числе проигравших останутся близкие к министру Чакше владельцы частного Объединения больниц Балви и Гулбене Маргер Зейтманис и Алида Ване, указывает Latvijas Radio.  

С переходом больницы Алуксне в режим дневного стационара Балви и Гулбене могли бы получить новых пациентов — а вместе с ними и значительные дотации.

Совладелица обеих больниц Ване — член входящей в Союз «зеленых» и крестьян Зеленой партии, а также советница министра Чакши.

Говоря о существующей карте латвийских больниц и запланированном профиле медучреждений, Муране-Умбрашко на вопрос, как сильно может измениться карта, конкретного ответа не дала.

«Мне достаточно сложно в данный момент ответить. В том, что в Латвии точно будут университетские и региональные больницы, сомнений вообще нет. Точно останутся и местные больницы, но есть вопрос, сколько их останется — все, что есть сейчас, или же число больниц сократится», — указала заместитель госсекретаря.

Она подчеркнула, что государству стоит требовать услуги, ориентируясь на качество. «Мы в данный момент часто платим только за процесс — пациент есть, ему что-то делают. Однако о том, достигнут ли результат, государство не беспокоится, мы просто платим за процесс. Но, если мы идем к результату, мы требуем от больниц результат. Есть вопрос, могут ли больницы это вообще выполнить при таком числе жителей, которое они на своей территории обслуживают, и с обеспечением специалистов, которое есть в Латвии», — указала Мурмане-Умбрашко.

Государству сложно требовать от больниц качества и результата, поскольку большинство медицинских учреждений принадлежит не государству, но самоуправлениям и отдельным частным собственникам, цель которых — получить из бюджета деньги и нарастить прибыль, считает экс-министр здравоохранения Гунтис Белевич. Он добавил, что с реформированием управления необходимо значительно увеличить бюджет здравоохранения, в противном случае часть услуг уйдет в частные руки, которые будут диктовать государству свои цены и условия — специалисты будут уезжать за рубеж или уходить в коммерческие больницы.

Евгений Калейс, глава Латвийского общества больниц, по поводу новой карты больниц высказался критические — многим пациентам будет сложно и даже невозможно добраться до медиков живыми.

«Важен первый, или так называемый золотой, час, за который пациенту необходимо получить первую неотложную помощь. Если это сто километров, к сожалению, за час их проехать в Латвии очень, очень сложно», — указал Калейс.

В обществе уверены: прежде всего необходимо усилить первую помощь, поскольку в этом случае услуги больниц уже не будут так остро требоваться. «Но должна быть первая помощь, куда инвестируют средства, где есть специалисты, исследования, которые пациента не лечат, но предотвращают болезнь. Это главное. Однако план Министерства здравоохранения предполагает прямо противоположное — в больницы инвестировать две трети всех фондов, и только одна треть уйдет в регионы», — отметил Калейс.



(Источник: Всемирный банк. Карта указывает, где после реформы могли бы располагаться больницы и медицинские центры. Все медучреждения разделены по уровням, отмеченным своим цветом. Первый уровень (реанимация) — коричневый, второй (неотложная помощь) — синий, третий (срочная помощь) — фиолетовый, четвертый («полусрочная» помощь) — черный, пятый (несрочная помощь) — красный). 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное