Пострадавшие в Золитудской трагедии потеряли веру в справедливое решение суда, а общество — интерес

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

На протяжении двух лет после Золитудской трагедии стражи порядка собирали материал для расследования. И лишь в декабре прошлого года, суд собрался на первое заседание, чтобы начать разбирательство по самому сложному и объемному криминальному делу Латвии. Прошел год, но до вынесения приговора обвиняемым еще далеко. Об этом свидетельствует и тот факт, что график заседаний суда распланирован на ближайшие годы, сообщает Latvijas Radio.

За год, во время которого проходил процесс, интерес к нему снизился не только у журналистов, но и у общества. Мало того сами пострадавшие все меньше посещают зал суда и не желают общаться со СМИ. Еще перед первым заседанием, пострадавшие устроили протест, во время которого требовали справедливого разбирательства.

Пострадавшие устали и не хотят славы, потому что не верят, что что-то изменится, считает представительница общества «Золитуде 21.11» Регина Лочмеле-Лунева.

«Говоря о пострадавших и их настроениях, можно сказать, что сейчас, на третий год им сложнее, чем сразу после Золитудской трагедии. Боль осталась, воспоминания тоже. Но если в первое время отчетливо ощущалась поддержка окружающих, то сейчас мы видим то, что люди скептически настроены, говоря об обрушении Maxima в Золитуде.

Все хотят возмездия, но никто не интересуется, что чувствуют пострадавшие. Четверо уже умерли и ничего не дождались»,

— сообщила представительница «Золитуде 21.11».

Процесс показывает и то, что о Золитудской трагедии забыли не только в обществе, но и среди политиков, ответственных за случившееся, считает исследовательница Providus Агнесе Лешинска.

«То, что заседание суда не посещают политики, очень печально.

Представителям министерства необходимо здесь находиться, фиксировать происходящее. Только так, на практике можно понять суть проблемы. А сидя в в своих министерствах, они этого не узнают.

Именно через присутствие на судебном процессе, в разговорах с пострадавшими, представителями различных отраслей, только так можно понять проблему. (...)

Мне это кажется трагичным, что мы начинаем забывать [Золитудскую трагедию]»,

— заявила Лешинска.

Процесс усложнен еще и тем, что свидетели уже не так хорошо помнят детали происшествия трехлетней давности.

С апреля взяты показания 64 свидетелей, и еще восемьдесят должны будут появиться на заседании. С каждым заседанием, интерес к делу у людей пропадает. С каждым заседанием, присутствующих в зале все меньше и меньше.

Неизбежно звучат мнения, что результаты этого долгого и длинного процесса справедливыми не будут.

«Нужно понимать, что не все могут приходит на заседание в любой момент. Нужно найти для этого время и сидеть порой вплоть до четырех часов дня. Перерыв на обед длится полчаса и все участники идут в один и тот же кафетерий стоять в длинной очереди.

Для пострадавших это совсем неприятно, ведь нужно выстоять в длинной очереди вместе с обвиняемыми, прокурорами и адвокатами обвиняемых. Это морально тяжело, ведь все превращается в бытовуху»,

— объяснила Лочмеле-Лунева.

Сам процесс крайне интересен, благодаря многим нюансам. Например, компания Maxima Latvija одновременно выступает, как пострадавшая и как обвиняемая сторона. Поэтому предприятие представляет сразу два адвоката. Моральную компенсацию вместе с Maxima требует и владелец рухнувшего здания — фирма Tineo.

За три года четверо пострадавших умерли. Оставшиеся критикуют процесс — они считают, что он проходит медленно. А сторона обвиняемых и прокуроры отмечают, что дело проходит в совершенно нормальном темпе.

«Процесс проходит гладко и общество все время информируют о том, что происходит», — рассказал преподаватель юридического факультета Рижского университета им. Страдиня Алдис Лиелюксис.

Исследуя изменения в криминальном законе, которые появились после трагедии, преподаватель считает их непоследовательными. Наоборот — позже могут появиться жалобы на то, что в ходе дела не всем сторонам удалось высказаться.

Один из адвокатов — Артур Звейсалниекс отстаивает права строительного инженера Ивара Сергета. Последнего обвиняют в убийстве по невнимательности. Его адвокат считает, что сам процесс проходит хорошо, но вот следствие, которое проводили перед судебной тяжбой — критикует. По его мнению, оно может повлиять на решение суда.

«Идея в том, что причиной обрушения здания стало то, что несущие конструкции [фермы] не выдержали. Именно в том месте, где они были соединены. И основной аргумент [нашей защиты] состоит в том, что Сергет никогда эти узлы не рисовал, не проектировал, не разрабатывал», — объяснил адвокат.

Предприятие Homburg Zolitūde заключило договор со строительной фирмой Re&Re. На них и легла полная ответственность за проект строительства Maxima в Золитуде. За детальным планом несущих конструкций и металлических конструкций, Re&Re обратился к еще одному предпринимателю.

«Этим занималось предприятие Vikom Industry, который на тот момент работало без единого сертифицированного специалиста и не было зарегистрировано в регистре строительных коммерсантов. (...) И гособвинение невесть почему считает, что Сергет проектировал данные узлы. А этого попросту не было», — считает Звейсалниекс.

Под многими документами и их копиями стоит подпись Сергета. Но документов, подшитых к делу так много, что в рамках судебного разбирательства их еще не удалось изучить полностью.

Как сообщал Rus.lsm.lv, из-за решения Maxima и предприятия Tineo объединиться и выплатить компенсации пострадавшим — 100 тысяч евро за каждого погибшего во время трагедии, появилось опасение, что это повлияет на решение суда. Мало того, оба предприятия собираются выплатить деньги и тем, кто получил травмы различной степени, а также обсудить возможность выплат моральной компенсации.

«В судебном процессе Maxima обвиняется по части нарушения техники безопасности труда, и их вина не распространяется на всех 54 погибших. Им инкриминируется только трех их работников и двух раненых. То, что они выплачивают всем 54, — это признание моральной вины», — считает Лочмеле-Лунева.

Принимая во внимание большое число участников дела — процесс будет длиться долго. Потенциальное решение суда уже предварительно критикуют все вовлеченные стороны. На скамье подсудимых находится девять человек и все они перекладывают вину с одной головы на другую.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное