Подростки из трудных семей жгут кактусы, а школа помочь не в состоянии

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

В латвийских школах хватает детей из неполных, проблемных или просто очень бедных семей. Такие школьники, даже обладая хорошими интеллектуальными способностями, развивают их с  большим трудом. Им нужна поддержка, чтобы пробиться, но в школе чаще всего ее не получить – учителя и администрация больше борются с их плохим поведением.

Их матери измучены борьбой за выживание и нередко растят детей в одиночку. Школа могла бы стать для них трамплином в успешную жизнь, если бы давала им не только знания, но и воспитывала твердость характера. Пока что школы выполняют эту функцию лишь с переменным успехом, показало исследование центра журналистики Re:baltica.

На уроке русского языка в Броценской средней школе учительница, стоя у доски, объясняет девятиклассникам, как различать род существительного. В этом время один из учеников Давис (имя изменено) развлекается как может: бросается кусочками стирательной резинки в товарищей, ходит по классу, «тупит» в планшет. На требование учительницы отдать планшет говорит: «Сейчас», – и прячет планшет в карман.

Это второй подряд урок русского, и домашнее задание Давис, в отличие от многих соучеников, выполнил – сделал, хоть и с корявым переводом, на компьютере в программке Prezi презентацию про старинный город на Волге – Астрахань… Но его поведение мешает учителю работать, а друзьям – слушать.

Прошлой зимой учительница не выдержала. Когда Давис поджег очередной пушистый кактус из того семейства, которое она растит на подоконнике класса – составила протокол. На переменке Давис стянул его со стола и бросил в корзинку для бумаг. Учительница нашла пропажу и отнесла директору. Тот, поскольку протокол был далеко не первым, обратился в полицию с заявлением о систематическом нарушении общественного порядка.

Через неделю Дависа пригласили в полицию Салдуса для беседы. 16-летний подросток отправился за семь километров в город в одиночку. Дома потом матери соврал, что всё в порядке.

Но полиция выписала мальчику штраф. Да, по закону это можно сделать, если нарушителю больше 16 лет – даже если он еще учится в школе, нигде не работает и не имеет доходов. Материальную ответственность понесут родители.

Мать штраф не уплатила – денег не было. Она, в основном в одиночку, поднимает пятерых детей. Старшему уже двадцать, младшему всего пять. Говорит, что не помнит, по какой причине не отправилась в полицию вместе с сыном. Скорее всего, была занята на работе – время было перед Рождеством, и она тогда, чтобы заработать побольше, отработала в пекарне Lāči 12 ночных смен – едва ли не одну за другой подряд.
 

Через пару месяцев штраф вместе с платой судебному исполнителю вырос до 130 евро.

Эта история, которую изучили в Re:Baltica, показала, насколько несогласованно действуют различные службы, чья работа – помогать таким, как Давис и его семья. Так, директор школы Эгон Валтерс рассказал, что обращение в полицию было крайней мерой. И вроде бы даже помогло: Давис явно поутих, хотя лишь на время. В то же время из беседы с социальным психологом выяснилось, что ее о своем решении директор в известность не поставил. А ведь она могла рассказать, какими трудностями спровоцировано вызывающее поведение подростка.   

Весной прошлого года к административному штрафу добавилось уголовное наказание: Давис с другом расколотили оконное стекло и украли комьютер. И на сей раз никого снова не интересовало, как помочь мальчику измениться. Полиция только попросила соцслужбу разработать программу социальной коррекции. На практике она выглядела  как регулярные встречи с сотрудницей службы и заполнение анкет.

При этом полиция уверяла, что Давису за проделку с компьютером присудили общественные работы, и ответственна за контроль их выполнения соцслужба. В соцслужбе же сделали большие глаза и заявили журналистам: да нет же, контролировать это обязана полиция. И о штрафе в 70 евро соцуслужба тоже узнала от журналистов Re:Baltica.

«Я не знала, что могут оштрафовать», - сказала руководитель Броценской соцслужбы Винета Фридмане.  

Учителя в школе кто прямо, кто косвенно дают понять: после выпускного в девятом классе они предпочли бы видеть Дависа в какой-нибудь из окрестных профшкол. Так Броценской средней школе будет куда легче, хотя мальчик явно умен и схватывает всё на лету. Школа в Броцены крупная, на нехватку учеников не жалуется.

И здесь, как во всей Латвии, идет выдавливание из стен школы учеников, подобных Давису. Продолжается расслоение учащихся по уровню благосостояния их семей.

И в итоге ребятам, чьи родители не могут активно участвовать в получении детьми образования или позволить себе репетиторов, приходится в школе конкурировать со сверстниками, у которых всё это есть.

Если же они попадают в школу, где и остальные ученики примерно из того же социального слоя – это не мотивирует их учиться лучше, говорит докторант Латвийского университета Иева Иохансоне, которая сейчас в Бостоне занимается исследованиями качества образования.  

Второй путь для таких школьников – профшколы. В последние годы на государственном уровне ведется много разговоров о необходимости повышать качество обучения в них. Но

результаты централизованных экзаменов неумолимы: в среднем оценки у выпускников профшкол ниже, чем у тех, кто заканчивает общеобразовательные средние школы.  

Проводимое Re:Baltica в течение года исследование показало: причиной того, что дети из трудных семей «выпадают» из школьной системы, является недопонимание между теми, кто обязан решать проблемы таких учеников. Ответственные учреждения вместо сотрудничества действуют разрозненно, а вместо профилактики – наказывают малолетних нарушителей.  

Полицию, котоаря наказала Дависа штрафом, как и судебного исполнителя, не интересовало материальное положение его семьи. Полиция даже не дала знать о штрафе ни в школу, ни в Броценскую соцслужбу. 

Но, согласно исследованиям качества образования, влияние школы на сокращение социальной пропасти между богатыми и бедными учениками – это примерно 10-20%, остальное определяет среда проживания и семья. Тем более важно, чтобы именно школа первой пришла на помощь, когда это необходимо, сотрудничая с другими ответственными учреждениями.

По убеждению американского журналиста и ученого Пола Тафа, школа должна не только дать детям научные знания, но и помочь им развить в себе те качества характера, которые помогут успешно развиваться и по окончании школы.

Броценская школа - не худший пример: здесь в последние годы многое делается для помощи проблемным прдросткам. (В других школах дают ясный сигнал: оставьте свою личную и общественную жизнь за порогом.) Но важно взаимодействие и согласованность в решениях различных служб, которые подростками занимаются.

Пока же Давису больше всего помогло общение с социальным педагогом Ингой. Ему трудно дается химия – получив сказочные для него 8 баллов, мальчик первым поделился своей радостью с ней. Жаль, говорит Инга, что ее не уведомили о решении обратиться в полицию или о штрафе. Ведь она «ведет» ребенка с 2014 года, и нередко ему просто больше не с кем поделиться тем, что на душе. Вот и совершает различные выходки, стремясь привлечь к себе внимание взрослых, которого ему так не хватает.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное