Утро понедельника. Управление Продовольственное-ветеринарной службы (ПВС, PVD) в Берги. Сюда охотники везут биологический материал кабанов.
«Они приносят кровь и заполняют документы — координаты, где хранилась добыча, не перевозилась ли по тем зонам, где этого нельзя делать. Если привозят материал самки кабана, то надо заполнить другой документ — за дополнительную плату», - рассказывает ветеринарный инспектор ПВС Кристине Мишкина.
Кровь, хвост и то, что под хвостом. Чтобы доказать, что убита самка кабана — за неё больше дают. С таким комплектом в специальной упаковке обычно приезжают охотники. И получают до ста тридцати евро, если у животного констатируют африканскую чуму свиней.
За пять лет борьбы с африканской чумой свиней болезнь была констатирована у 4747 животных. Эти животные были убиты или умерли своей смертью. Из-за болезни с 2014-го по 2018-й год были уничтожены более тридцати семи тысяч домашних свиней в 63 хозяйствах. Несмотря на эти цифры, и снижения числа кабанов, болезнь Латвию не покидает. А наоборот — продолжает продвигаться. Сейчас свободными от болезни остаются лишь Рига, Вентспилс и окрестности Лиепаи. А заражённые кабаны встречаются на всей территории страны.
«Здоровью человека африканская чума свиней не угрожает. Уничтожать инфицированное или возможно инфицированное мясо необходимо, потому что вирус очень устойчив к холоду. И замёрзнув, он может простоять в морозилке даже несколько лет. И в какой-то момент, снова попав в среду, в контакт со свиньёй, вызвать новую волну заболеваний», - пояснила глава департамента Ветеринарного надзора ПВС Кристине Ламберга.
В ПВС рассказывают — сейчас сезон спокойнее. Скоро у кабанов появится потомство и охота приостановилась. В активный период — осень/зима, в управление приезжали до 30 охотников в день. В этом году их самих ждёт проверка.
«В этом году вместе с государственной службой леса мы начнём проверку охотников относительно соблюдения правил биологической безопасности. Это такое новшество, и задача на год — посмотреть, как хранятся туши кабанов, как утилизируются субпродукты, дезинфицируется ли оборудование, сапоги, использованные машины», - говорит глава регионального управления ПВС Марекс Самохваловс.
Такие проверки могут коснуться около 14ти тысяч человек. И за год посетить всех не успеют. В ПВС говорят — сначала будут предупреждать. А уже потом — штрафовать. Чтобы узнать, заражён ли кабан африканской чумой свиней, нужно провести анализы. Делают это в Риге, в лаборатории BIOR, куда привозят биологические материалы со всей страны.
Каждый день здесь принимают от нескольких десятков до нескольких сотен образцов. Анализ проводят в двух лабораториях. В одной определяют — есть ли в крови животных вирус чумы свиней, в другой — антитела, которые вырабатываются в случае, если животное переболело африканской чумой свиней и выжило.
«В первые годы подобных случаев было меньше, сейчас уже больше. Раньше это могли быть чуть менее одного процента животных, теперь — пара процентов. Увеличение не драматичное, но такая тенденция наблюдается», - признала глава лаборатории заболеваний животных научного центра BIOR Иева Родзе
Тушу утилизируют в случае, если обнаружен как сам вирус, так и антитела. Последние не способствуют выработке иммунитета. Поэтому и ученым пока не удается создать вакцину… Внешне определить заражён ли кабан африканской чумой свиней практически невозможно. Лишь на последней стадии у животного повышается температура, и кабан ищет место попрохладнее. Поэтому зачастую погибших от болезни кабанов находят в низинах и у водоёмов. Обнаружив животное, необходимо обращаться в Продовольственное-ветеринарную службу.