Личное дело

Кто "ушёл" главного чиновника страны?

Личное дело

Цирк в цирке

Острый тупик

Острый вопрос: сдать использованные медицинские иглы некуда

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

В Латвии с каждым днем все теплее. Скоро начнутся субботники, большая толока. Но до зеленого мышления, оказывается, нам еще далеко. Складывается тупиковая ситуация: использованные медицинские иглы выбрасывать нельзя, этот мусор считается опасным. Но и сдать их простому человеку негде. В обычных местах не принимают. И программа LTV7 «Личное дело» решилась на эксперимент.

Шприцами пользуются разные больные, журналисты взяли только инсулиновые иглы. Просто потому что группа больных диабетом довольно большая — более 80 тысяч человек, многие колют инсулин. И все они сталкиваются с проблемой: что делать с отходами?

Больные диабетом первого типа в день используют четыре такие иглы, в месяц — 120, в год — полторы тысячи. Выбрасывать их нельзя, они считаются опасными. Во-первых, игла острая, а на полигонах мусор сортируют вручную. Во-вторых, на игле остается кровь, а в ней могут быть разные вирусы. 

«Используют эту иглу, откручивают. Бросают в какую-то емкость. Собирают мусор от диабета… в контейнере. Или обычно советуют взять какую-то пустую пластмассовую бутылку из-под лимонада, там все эти отходы собирать. И потом сдать, где это полагается. Но, оказывается, собирать-то мы можем, но не можем сдавать порядочным образом»,

— пояснила Гунта Фреймане, председатель правления Латвийской ассоциации диабета.

Сначала в это просто не верится. Скажем, батарейки в наше время можно сдать даже в магазине — во многих местах есть удобные ящики. Или старые лекарства принимают практически во всех аптеках.

Журналисты провели эксперимент: взяли контейнер с иглами — и отправились в аптеку.

— У меня использованные инсулиновые иглы, можно вам сдать?
— Нет, это либо в больнице… это другие отходы, опасные.
— Аптеки не принимают?
— Медикаменты только: медикаменты, градусники. А вот шприцы — нет.

Корреспонденты направились в поликлинику: лабораторию, где берут кровь на анализы.

— Можно иглы использованные сдавать?
— От чего?
— От инсулина.
— Нет, у нас такой тары нет.

Последняя надежда — на больницу. Но и тут контейнер не собираются брать.

— Вот мусорник. Возьмите и выкиньте, кому они нужны?! Инсулин тоже, бывает, поменялся, фирму поменяли. А дома еще прежний остался, копится. Тоже ходила, искала по аптекам, чтобы сдать кому-то. И нигде не могла сдать. Взяла и выкинула! 

Никто ничего не нарушает: иглы действительно никто не обязан брать.

«Сейчас нет порядка, как жители должны утилизировать медикаменты и медицинские инструменты, например, иглы. Нет также обязательных требований, чтобы люди возвращали медикаменты в аптеки, а аптеки их принимали.

На данный момент часть аптек по собственной инициативе взяла ответственность за утилизацию непригодных лекарств»,

— такой ответ пришел из Министерства здравоохранения.

То есть получается тупиковая ситуация: выбрасывать иглы нельзя, но что с ними делать — никто не знает.

«Специальные требования только для медицинских учреждений. Как действовать простым жителям — таких требований нет.

Единственное, самоуправления это могут указать в своих правилах, например, нести иглы в частную практику или семейному врачу, или любое медицинское учреждение на их территории»,

— пояснила Рудите Весере, директор Департамента защиты среды Министерства охраны среды и регионального развития.

Однако в Департаменте жилья и среды Рижской думы ответили: «Самоуправление отвечает за обслуживание опасных бытовых отходов. А указанные вами отходы — медицинские. Согласно нормативным актам, за их обслуживание отвечают госучреждения.

В Риге нет системы, как жителям избавиться от потенциально инфекционных отходов».

Почему больницы не хотят брать чужие иглы, тоже можно понять. За утилизацию они платят деньги — свои. К примеру, у больницы Страдиня за год накапливается 250 тысяч килограммов медицинских отходов. На утилизацию ежегодно уходит 400 тысяч евро. У Восточной больницы из пяти клиник еще больше опасного мусора — 450 тысяч килограммов. За вывоз и утилизацию каждого килограмма платят 68 центов, в год — более 300 тысяч.

На сайте atkritumi.lv есть карта, которая указывает, где принимают опасные отходы бесплатно. В Риге таких площадок пять, все они принадлежат фирме BAO. Но иглы там тоже не возьмут: в таком случае, объяснили в компании, пришлось бы обеспечить специальной тарой. Плюс особые условия хранения. В итоге единственное место, где готовы принять контейнер — в Олайне: там у ВАО центр по обслуживанию и переработке опасных отходов.

— Иглы нам еще не несли. Какой-то объем мы можем принять. Но если вдруг интерес будет большим, придется думать, — пояснил Гунтис Пужулис, химик компании BAO.
— Но таких людей не было?
— Пока нет. Нам сдают другие опасные отходы. Но иглы, нет, не везли.

Что приходится делать простым людям? Выбрасывать иглы в мусорник.

И ждать, когда проблему, наконец, решат.

«Хотелось, чтобы больным людям не надо было специально ехать или идти в специальное место — одно в городе или районе. Чтобы без проблем сдать. Может, это можно было бы сделать у врача», — заключила Фреймане. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное