Личное дело

Афера на могилах

Личное дело

Бунт на кладбище

Зарплата для мамы

«Неправильно посчитали». Труд ассистента ребенка с аутизмом оценили в 139 евро

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Это тема, в которой очень сложно разобраться даже тем, кто сталкивается с ней ежедневно. Речь идет об оплате труда ассистентов особенных детей. В нашей стране чаще всего ими являются сами родители. Маме семилетней девочки с аутизмом пришлось писать премьер-министру, депутатам Сейма, СМИ, чтобы разобраться, почему ее труд оценили в 139 евро в месяц, сообщает Русское вещание LTV7 в программе «Личное дело».

Это Кристина Журенко. Когда ее дочке Кейти было два года, ребенку диагностировали расстройство аутистического спектра, простыми словами — аутизм. Сейчас девочке - семь, последние полтора года Кристина работает ее ассистентом. За сопровождение в школу, к врачу, на занятия - платит государство. С 1 января этого года — в среднем 3 евро и 3 цента в час. До этого — 2,5 евро. До уплаты налогов.

«До «ковида», как мы все любим говорить, было максимум 136 часов, наверное. Это когда мы в садик ходили еще, в бассейн, на терапию, еще куда-то. Это все собиралось, потому что все по часам — потому что считаются только часы, когда ты вне дома. Максимальное, что было — 136 часов. (..) Там очень большой-большой спектр всего, и есть такие аутисты, родители которых не спят и не едят», - говорит Кристина Журенко.

Чтобы стать ассистентом, нужно заключить со своим самоуправлением трудовой договор. Зарплату перечисляют из госбюджета. В марте прошлого года за 136 часов сопровождения дочери Кристина получила чуть более 300 евро. А потом объявили ЧС и сопровождать ребенка стало некуда. А значит и получать зарплату – не за что. Министерство благосостояния тогда разработало новую систему — платить среднюю зарплату за три последних месяца. Кристине платили около 200 евро. Потом вместе с ослаблением ограничений пришло лето – учебные заведения закрыты. Меньше часов — меньше зарплата. Летом Кристина получала 50 — 60 евро в месяц.

«Я не знаю, как бы я прожила, если бы я была матерью-одиночкой. У нас Аба-терапия платная. 25 евро в час, ты платишь за одно занятие. Мы на такие занятия ходили 12 часов в месяц. Это 300 с чем-то евро. Я очень довольна и это ребенку помогает. Но с другой стороны — как прожить? Или ты покупаешь хлеб, или ты ходишь на терапию. Сейчас жизнь тебя как бы бьет, но получается, что правительство тебя добивает», - отметила Кристина Журенко.

В сентябре и октябре, до введения второго ЧС, зарплата снова выросла — до 200 евро. А с ноября — снова среднее пособие за три последних месяца. Так зарплата Кристины стала сокращаться из месяца в месяц, в январе составив — 139,84 евро, в феврале — еще меньше.

«Начало февраля — день зарплаты. Когда я вместо своих средних 200 евро получила 139 евро, конечно, меня пробрал шок. Что это за деньги, может, счет какой-то не такой. Я позвонила в социальную службу, мне сказали, что все они считают, все там правильно, что с каждым месяцем уменьшится. Работница сама не поняла эту систему Министерства. Я в то же время позвонила в министерство — там даже не вникали в мою личную ситуацию. Там сказали — ну да, сейчас у кого-то меньше, у кого-то больше, но сколько есть, столько есть», - рассказала Кристина Журенко.

Так и не получив внятного ответа, Кристина написала премьер-министру Кришьянису Кариньшу, министру благосостояния Рамоне Петравиче и нескольким депутатам Сейма. К поиску ответа на вопрос «Почему?» подключилось и программа «Личное дело» Русского вещания LTV7. 

«Кристина получит ответ на свое письмо. Мы с коллегами, правда, еще его не подготовили. Мы связались с социальной службой и выяснили, что произошло в ее случае. Кристине неправильно посчитали зарплату — сейчас они все проверят и устранят ошибку», - пообещала директор Департамента социальной вовлеченности Министерства благосостояния  Элина Целминя.

«Указаний много. Бывают ситуации, когда, может быть, не до конца что-то понятно. Это техническая ошибка при вводе данных. Мы связались с нашим клиентом, объяснили ситуацию, извинились перед ней и договорились, что сумму, которая не была выплачена из-за ошибки, мы вернем ей, добавив к следующей зарплате», - говорит работник Социальной службы Царникавы Санита Шулце.

С 1 июля этого года вступят в силу новые поправки в системе оплаты работы ассистентов. Час такого труда будет стоить 3 евро и 62 цента. До уплаты налогов. Не надо будет заниматься и длительным составлением отчетов — сейчас ассистент должен предоставлять подтверждение, куда он сопроводил человека с особыми потребностями.

Услуги ассистента в Латвии сейчас получают около 11 тысяч человек с инвалидностью. 1091 из них — дети. Чаще всего их ассистенты - мамы. И они этим изменениям не рады.

Даце Воткевича, Инета Вемпере и Монта Ревица — мамы детей-аутистов. Они же, по совместительству, их ассистенты. О проблеме низких зарплат Даце писала даже президенту. На следующей неделе – будет выступать с докладом Канцелярии президента.

«Министерство сейчас рекламирует, что они повысили ставку в час. Это, конечно, очень хорошо. Но в то же самое время они умалчивают, что они снизили максимальное количество часов — с 160 до 80», - пояснила Даце Воткевича.

Вместо прежних максимально возможных 160 часов ассистенты будут получать зарплату за 80. Это полставки. Также дети смогут получать услуги по уходу на дому, финансируемые самоуправлением. Ещё до 80 часов. Ранее эта услуга была доступна только для малообеспеченных семей, теперь — для каждой. Но только в случае, если самоуправление посчитает, что она необходима конкретному ребенку.

«В итоге мы все потеряем материально — потому что будут давать конкретные часы — ни больше, ни меньше. Дети разные — некоторые чаще возят своих детей на Аба-терапию, как пример. У некоторых более сложные проблемы со здоровьем. Чаще к врачам. Очень индивидуально», - признала Инета Вемпере.

«У нас, к сожалению, такая ситуация, что мужу нужно было в принудительном порядке отправиться за границу. Когда мы увидели счет за терапию, мы поняли, что не сможем ее оплатить, и поняли, что мужу нужно на заработки», - поделилась Монта Ревица.

Закон об ассистентах был принят в 2013 году. Но тогда, по задумке, ассистентами должны были становиться специалисты.

«Цель была такая, чтобы родители могли жить полноценную жизнь — работать, чтобы они не были привязаны к своему ребенку с инвалидностью, чтобы была такая качественная услуга, что есть человек, который как ассистент сопровождает ребенка», - рассказала представитель Бюро омбудсмена Лайла Гравере.

Вот только за такие деньги работать ассистентом никто не хочет. Поэтому эту работу берут на себя родители.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное