Он и «имантский хакер» Денис Чаловскис сошлись во мнении, что портал э-здоровье работает достаточно нестабильно: в разное время суток — в зависимости от нагрузки — на обработку запросов системе требуется разное время.
По мнению Пойканса, у системы две основные проблемы — с функциональностью (на что жалуются сами доктора) и быстродействием.
«Есть стандарт, которого должны придерживаться разработчики: ты нажал что-то — и до секунды можешь ждать, лучше меньше — но секунда, несколько секунд. Если больше, то просто поднимается раздражение, человек уходит с сайта. А с этого сайта невозможно уйти, потому что он навязан властями», — подчеркнул Пойканс.
Он также указал, что требуется достаточно много времени, чтобы выписать рецепт, а взять на себя часть нагрузки медсестра или помощник доктора не могут.
КОНТЕКСТ
В данный момент у большинства докторов есть свои «локальные» рабочие системы, привязанные к конкретному компьютеру — они позволяют выписывать рецепты, больничные и многое другое. В таком же варианте существует э-здоровье. Оно, однако, есть и во второй «ипостаси» — общегосударственный портал, на который через уже используемые «локальные» программы необходимо отправлять данные. Правда, для этого системы требуется интегрировать.
Гости программы, однако, оговорились, что речь идет именно о портале э-здоровье: с ним напрямую вынуждены работать врачи, у которых нет специального программного обеспечения, позволяющего электронно создавать документы и передавать эти данные в общегосударственную сеть.
По мнению Чаловскиса, в данный момент системе э-здоровья не хватает менеджмента. «Человека, который занимается непосредственно сетями и серверами и может все правильно настроить». Специалист добавил: нельзя сказать точно, не увидев написанный программистами код.
И Чаловскис, и Пойканс указали на проблему защиты данных пациента — как человек может решить, кому он эту информацию предоставляет, а кому нет. Кроме того, ознакомиться с данными способен практически любой человек, если получит доступ к компьютеру доктора.
«Может, надо было идти от обратного — чтобы пациент сам разрешал. Я видел функцию — пациент может запретить всем врачам видеть свои личные данные. Я не знаю, как часто это используют и работает ли это вообще. Возможно, пациент мог бы разрешать конкретному врачу пользоваться данными — есть запрос и на него отвечают... Возможно, вариант «дать доступ всем» был самым простым», — считает Чаловскис.
Решением же могла бы стать, например, предоставленная пациентам возможность выбирать способ авторизации, указали участники дискуссии.
«Может быть, если бы это не было принудительным, никаких проблем бы и не было. У врачей так мало времени свободного. Не говоря уже о том, что им нужно учиться, как правильно печатать. Например, у моего семейного врача есть компьютер, но он всегда выключен. Напротив, есть медсестра, которая выполняет действия, и все работает достаточно быстро и просто. И я с трудом могу представить — к тому, что нужно проходить ресертификацию, посещать конференции дополнительно, посещать лекции, еще учиться печатать — тому, где и на каком месте находится какая буква», — подчеркнул Чаловскис.
«За последний год э-здоровье сделало шаг вперед. Если раньше ничего просто не работало, то сейчас работает — хоть э-рецепты существуют. По статистике Национальной службы здоровья, число выписанных рецептов увеличилась в три раза. Мне кажется, это должно происходить постепенно», — указал он. И напомнил: систему электронного декларирования EDS на первых порах тоже «очень ругали»
«Конечно, большая система — это сложная задача, и всегда бывают какие-то проблемы, которые надо устранять. Меня не устраивает отношение Национальной службы здоровья и Министерства здравоохранения к этой проблеме: «мы не виноваты, вам надо пользоваться, это ваши проблемы». На самом деле проблемы — от них. Это просто наглеж», — считает Пойканс.
«Работа э-здоровья не должна быть навязана законодательством. Она должна приживаться сама и по итогам времени доказывать свою жизнеспособность. И, скорее всего, если это действительно улучшает качество нашей жизни, то она неизбежно докажет свою жизнеспособность. А нам остается как пользователям принять, что дают, на данный момент», — уверен Чаловскис.
«Я видел в аннотации к одному документу, что в течение года выписывается 7,5 млн специальных и обычных рецептов, которые через некоторое время тоже необходимо будет занести в э-здоровье. Получается, что одна лишняя секунда, потраченная на написание рецепта, это почти 2 тысячи человекочасов ожидания в год. И таких секунд может быть много. Мы не так богаты, чтобы тратить время врачей», — привел данные Пойканс.
Он считает, что самое важное — уменьшить время написания рецепта. «Практически только одна функциональность, которая работает очень медленно, и я не вижу ни одного повода, почему она могла бы так медленно работать. Я могу представить только один вариант — и если именно он и реализован, значит, никто не следил за процессом написания портала».
На вопрос, какую оценку Пойканс как учитель поставил бы подобной сданной работе, гость программы ответил: «я не могу сделать вывод по всем системам, которые входят в э-здоровье, но по поводу портала я точно могу сказать — здесь два».
«Зачем врачи должны осваивать отвратительную систему, которая работает очень-очень медленно, очень некачественно, и врача-профессионала превращает в клерка, который все время работает с клавиатурой, следит, все ли точки поставлены, и на пациента почти не смотрит?» — задает риторический вопрос семейный врач Марис Натра. Его точку зрения разделяют многие доктора.
Как уже писал Rus.lsm.lv, с 1 января следующего года только в электронном формате будут выписываться не только «больничные», но и рецепты для всех компенсируемых лекарств. Обычные рецепты все еще сохранятся в бумажном формате, если врачи захотят их выписать в такой форме. Национальная служба здравоохранения отмечает – системные изменения, которые вступят в силу с нового года, уже готовы.