Море по-прежнему «поедает» Латвию, хотя и не так агрессивно

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Трудно представить, что там, где сейчас волны бьются о ледовые глыбы, раньше люди сеяли ячмень и выращивали картофель. И хотя в целом в Латвии размывание берегов усиливается, в последние годы море и бури не были слишком разрушительными, сообщает Latvijas radio.

Дома, сохранившиеся лишь на фотографиях

Каждая разрушительная буря для живущих на побережье людей — как нож в сердце. Latvijas Radio не раз приходилось оглядываться в далекое прошлое, чтобы понять, что случилось с нашим побережьем: обычно вид один и тот же — смытые с дюн деревянные лестницы, лежащие на земле сосны, вырванные с корнем. Часто привычный берег просто нельзя узнать.

«Когда-то моим предкам принадлежало около гектара земли. Теперь он в море. Когда я был ребенком, я полол там картофель. Недавно вышел на берег моря и оценил — не навалил бы на берегу этих уродливых глыб, то этот домик ушел бы в море», — так вспоминает о разрушительной буре 2012 года Айвар из Бернати.

За его жизнь — более семидесяти лет — береговая линия отступила на 250, может быть, и на 300 метров. Вместе с берегом под воду уходит и история Бернати. На бернатском берегу, как скала, держится единственный дом, который хозяева укрепили бетонными глыбами. Если б не бетон, его давно бы смыло в море, как дома соседей, о которых теперь напоминают лишь фотографии и рассказы местных жителей. Некоторые фотографии находятся в хранилище старинных вещей в Нице.

«Я помню, что

самым впечатляющим был выброшенный на берегу у края леса гроб.

Везде в старых домах хранили временный гроб. Когда человек умирал, его укладывали в такой, — рассказывает житель Ницского края Андрис Майсиньш. — До 1967 года в Бернатах была бригада рыбаков, располагавшаяся на лугах у моря. От берега моря до леса тогда было 100-150 метров. В 1967 году их смыло».

Буря размывает, но часть побережья восстанавливается

Разрушительное воздействие моря и бурь на латвийские берега ученые отмечают на картах различными цветами. Темно-красный указывает на сильную эрозию, и именно так отмечены Бернати. В среднем море продвигается на метр в год, но однажды был установлен рекорд — во время одной из бурь в декабре 1999 года на Бернатском мысе к югу от Лиепаи берег размыло на 35 метров. В Юркалне или в других местах в порядочную бурю может смыть пять, а то и все 10—15 метров берега.

Общая длина береговой линии в Латвии составляет около 490 километров. Значительной эрозии подвержено около 60 км.

«В принципе,

береговая эрозия возможна на всем побережье Латвии, на всех 490 километрах.

Это происходит редко, либо только во время сильного шторма. Если можно так сказать — берег восстанавливается.

Даже если что-то смывается, дюна через несколько лет восстанавливается, но эти 50—60 километров, где такого не происходит вообще, находятся к северу от двух крупных портов, в Юркалне, отдельные места есть и в Рижском заливе»,— поясняет Янис Лапинскис, старший научный сотрудник факультета Географии и наук о Земле Латвийского университета. Он подчеркивает, что побережье формировалось тысячелетиями, и море за это время изменило его рельеф.

Эрозия влияет и на защитные сооружения порта

По словам Лапинскиса, территория Латвии значительно выросла за тысячелетия, прошедшие после ледникового периода. В наше время влияние моря и изменения климата — не единственные причины отступления береговой линии. Эрозии способствуют и защитные сооружения портов.

«Лиепайский порт — это тот барьер, который не позволяет песку, гонимому вдоль берега, продвигаться на север и пополнять запасы песка, например, в Шкеде и других местах. Это усугубляет проблему эрозии берега. Конечно, это не единственная причина. Береговая эрозия существовала и до строительства Лиепайского порта, особенно там, где находятся Лиепайские городские очистные сооружения», — говорит ученый.

Море угрожает очистным сооружениям

У лиепайских очистных сооружений уже много лет горит красный предупреждающий сигнал — море приблизилось на опасно близкое расстояние. В 70-х годах, когда их строили, никто не мог и представить, что берег будет столь стремительно отступать, рассказывает руководитель предприятия Вилмар Богович. Тогда очистные сооружения находились за сотни метров от моря. В среднем каждый год суша теряет четыре метра.

«Ужаснее всего было после ураганов в 2005, 2007 годах, и в 2012 году, когда были разрушены габионные береговые укрепления. Первое береговое укрепление было сделано в советское время, из автомобильных шин. В 1995-1997 годах море все это смыло. В 2005 году начали строить прибрежной укрепления из габионов. Со временем море уничтожило и их», — вспоминает Богович.

Теперь у моря все застыло, его шум слышен в отдалении. Длина оградительного вала — около 500 метров. Сейчас берег в безопасности — этой зимой море подернуто шугой на сотни метров, но в теплые зимы оно наносит огромный вред, говорит Вилмар, который уже 20 лет работает на лиепайских очистных.

«Сначала мы делали цилиндрические габионы из камней диаметром не менее 30 см. И эти береговые укрепления море разметало, как мешки с мякиной. Сейчас мы у крестьян в Сарайки и Земупе покупаем валуны большого диаметра. Похоже, что это помогает удержаться», — рассказывает Богович.

После урагана 2012 года укрепления удалось восстановить, однако валуны помогают лишь остаться на месте.

«После каждого шторма нужно что-то подправлять, море пытается сдвинуть даже большие камни. Старое здание хлораторной расположено в 10 метрах от берега».

Берег надеются защитить молом

Уже долгое время специалисты исследуют и моделируют различные возможности, как защитить лиепайские городские очистные сооружения от смывания в море. Согласно исследованию, начавшемуся в 2007 году, одна из причин столь стремительной эрозии — лиепайский Северный мол, который задерживает песок.

«В 2007 году были проведены исследования, были привлечены лучшие латвийские умы и специалисты, чтобы определить, что и как нужно сделать, чтобы нормализовать ситуацию. Два года измеряли все, что только можно было измерить — морские течения, волны, глубину, движение песка, состав», — говорит заведующая Департаментом развития Liepājas ūdens Сандра Деюс.

На основании этих данных была создана модель морских процессов, которая показала, как можно естественным путем удержать песок на берегу, чтобы тот скапливался у очистных сооружений. Затем был разработан технический проект для создания бун —поперечных дамб, выдвинутых от берега в сторону моря для его защиты от размыва.

«Может быть, людям проще понять, что один такой мол уже есть, построенный в море перпендикулярно берегу. Очень точно определено место, где такой мол будет работать наиболее эффективно. В нашем случае это неполных 500 метров к северу от очистных, сам мол [уходит] на 500 метров в море. В этом случае модель показала, что песок задерживается за молом и медленно скапливается у очистных сооружений», — поясняет Деюс.

Возведение мола у Лиепайских городских очистных сооружений защитило бы три километра побережья. Мол будет сделан из геотекстильных труб, песка и других материалов. На реализацию этого проекта необходимо пять миллионов евро.

Заявку на проект для получения финансирования Европейского союза подготовило предприятие Liepājas ūdens в сотрудничестве с лиепайским самоуправлением.

«Я должен сказать, что наконец открыта программа финансирования Европейского Союза по защите от наводнений. Мы подали заявку. Так как у нас есть готовый строительный проект, мы очень надеемся, что нам удастся быстро и успешно получить все разрешения для того, чтобы получить это финансирование. Оптимальный план, как это может произойти — в этом году бумажная работа, потому что до конца еще не разработаны нормативные акты по этой теме. Наша задача заключается в подготовке проектной заявки с аргументами и доказательствами того, почему это важно. Сроки мы поставили — реально в следующем году объявить конкурс. В 2017 или в 2018 году можно было бы начать строительные работы», — говорит Деюс.

После того, как мол будет построен, изменения на побережье можно будет увидеть лишь спустя пять лет.

Эрозия усиливается

Прошлый год и предыдущие восемь лет были достаточно благоприятными для побережья, отмечает исследователь Янис Лапинскис. Берег размывался лишь в нескольких местах и в сравнительно небольшом объеме.

Последние данные, которые пока до конца не обработаны, свидетельствуют, что в прошлом году Латвия потеряла около 4—5 гектаров своей территории.

«Данные о 25 га, которые у нас доступны, свидетельствуют о том, что береговая эрозия усиливается. Активность выше, чем в середине XX века, но о ситуации прошлого века мы можем судить по старым картам. Есть карты 30-х годов прошлого века, которые можно использовать, чтобы понять, насколько отступил берег в XX веке», — рассказывает Лапинскис.

Сравнение старых карт и современных данных показывает, что в последнее время эрозия берегов происходит активнее. В среднем темпы сокращения территории Латвии составляют от 5 до 10 гектаров в год.

Исследованием этих процессов в Латвии занимается Лаборатория морского берега факультета Географии и наук о Земле Латвийского университета, которая ведет наблюдение за изменениями в долгосрочной перспективе. В Латвии проводятся также и другие специфические исследования, например, математическое моделирование.

Ученые подчеркивают: целенаправленная и всеобъемлющая борьба с береговой эрозией не требуется, поскольку вмешательство в одном месте будет означать активизацию процесса в другом. Случай с лиепайскими очистными сооружениями — редкое исключение.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное