Мать погибшей в Золитудской трагедии Элги: теперь у меня много детей

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

В эту субботу, 21 ноября исполняется два года со дня трагического обрушения магазина Maxima в рижском микрорайоне Золитуде на головы ничего не подозревавших посетителей, в результате чего погибли 54 человека. Одной из жертв стала Элга Грузде.

Мать Элги, даугавпилчанка Инета Яковеле на следующий день после трагического происшествия по телевидению призвала людей молиться за ее дочь. Однако всего через несколько часов после этого стало известно, что Элга погибла. Мать женщины тщательно следила за работой государства по ликвидации последствий обрушения и сама приняла активное участие в работе. Сейчас же она пытается видеть вокруг и хорошее, рада, что дочь не забыта и считает, что государство прислушалось к пострадавшим, которые сделали всё возможное, чтобы люди могли чувствовать себя в безопасности.

Нужно уметь не только помогать, но и радоваться за других

Накануне второй годовщины Золитудской трагедии Латвийское радио отправилось к Инете в Даугавпилс. Сейчас парламентская комиссия по расследованию завершила свою работу, получены материалы уголовного дела, где Инета признана пострадавшей.

Женщина встретила корреспондента возле своего дома в одном из микрорайонов Даугавпилса. Живёт она в небольшой двухкомнатной квартире, куда и приглашает гостя. Сердце женщины по-прежнему наполнено болью из-за безвременного ухода дочери. Инета благодарна всем, кто поддержал и продолжает помогать ей в трудное время.

Особую радость она испытывает по отношению друзей Элги, которые не забывают её и считают своей подругой. Инета отмечает, что важна не только сама готовность  помочь, но и умение радоваться достижениям близких, что зачастую может оказаться намного сложнее.

«Я очень рада, что я именно такой человек, который всегда радуется достижениям девочек и мальчиков в работе, или каким-то изменениям в жизни, в любви. И они делятся своими секретами. Для меня это, конечно, очень приятно, и я даже немного горжусь тем, что я нашла подход к молодежи», говорит Инета.

Женщина рассказывает, что подруги Элги всегда пишут из путешествий, как у них дела. Когда к Инете приезжают гости, они привозят какие-нибудь подарки двум крестницам Элги, пытаясь таким образом хотя бы в какой-то мере выполнять её обязанности».

«И я рада, что Элга не забыла. В течение всего лета и даже зимой на кладбище лежат живые цветы. Да, на кладбище живые цветы, и я очень рада, что Элгу не забыли. Девочки говорят: «Мама, как же мы можем забыть?» Для меня такая радость, что все они называют меня мамой».

«Теперь у меня есть много детей, да, все они называют меня мамой», говорит Инета.

Поддержку она каждый день ощущает и на работе – в Русской средней школе Даугавпилса – как со стороны коллег, так и от учеников.

«Ну, возможно школьники… я заметила, что они привлекают меня к разным мероприятиям, например, конкурсам. Они хотят помочь мне быть активной. Им кажется, что благодаря этому всё может отойти на дальний план. И, возможно, я действительно могу облегчить свои чувства, сосредоточившись на других делах. Это самое важное. Да, они меня дёргают, не дают успокоиться. Возможно, бегая каждый день вместе со школьниками, я на какой-то момент и забываю о трагедии. Но случается это довольно редко, потому что трагедия всегда со мной», - говорит Инета.

Вклад пострадавших в безопасность общества

Инета постоянно следит об информации, касающейся Золитудской трагедии. Она присутствовала на всех собраниях правительства, в которых пригласили принять участие потерпевших. В общей сложности в прошлом году таких было пять. Инета говорит, что старательно готовилась ко всем этим встречам и сделала свои предложения. По её мнению, к пострадавшим прислушались.

«Могу признать, что это сотрудничество было весьма плодотворным, поскольку было принято много нормативных актов и поправок к законам. Таким образом, я считаю, что правительство услышало наше мнение. И я думаю, что эта встреча была очень важна, потому что мы, пострадавшие, много думали. Почему произошла трагедия? Что можно было бы сделать? И мы искали ответы. Возможно, потому, что мы непосредственно пострадали в этой трагедии, мы были очень ответственными и всегда готовились к каждому заседанию.  Следовательно, мы активно участвуем в работе, которая имеет значение для общественной безопасности Латвии», - сказала Инета.

Женщина убеждена, что пострадавшие в трагедии внесли большой вклад в безопасность всех жителей страны. Мать Элги рассказывает, что встречи с правительством были конструктивными, и информация о дальнейшем продвижении дела была получена.

«Были даны отчёты о том, что было проделано за период, предшествующий последнему заседанию. По каждому предложению получили отчёт. К большому удовольствию наши предложения будбыли услышаны и воплощены в законах, их изменили, появились поправки и новые нормативные акты появились. Люди Латвии могут жить в большей безопасности», — говорит Инета.

Одно из внесённых ей предложений касается того, что нужно делать людям, заслышав звуки тревожной сирены, если эти люди находятся на улице или в городе.

«Нет ясности, что нужно делать, куда обращаться. Но у всех нас, включая маленьких детей, есть мобильные телефоны. Почему нельзя объявлять по мобильным телефонам, это учебная тревога и беспокоиться не нужно. Или бы приходило сообщение, что происходит какое-то чрезвычайное происшествие и всем в округе необходимо отправиться туда-то и туда-то», - сказала Инета.

Правительство это предложение рассмотрело и сейчас обсуждает возможность его внедрения.

Что такое «политическая ответственность» – не ясно до сих пор

Инета также тщательно следила за работой парламентской комиссии по расследованию Золитудской трагедии. По ее мнению, перед комиссией изначально не были поставлены конкретные и ясные цели.

«Эта комиссия, по-моему, начала работу без конкретного задания. Не было ни конкретных целей ни задач. Только в ходе работы, после блуждания в потёмках, начали формулировать, чего они конкретно хотят достичь в конце работы комиссии», - отмечает Инета.

Мать Элги надеется, что депутаты, входящие в состав комиссии, понимают, что именно им удалось выяснить.

«По многим вещам, мне кажется, работа дублируется. Уже на заседаниях Кабинета министров и в его работе многое было рассмотрено и правительство уже сделало эту  работу. Насколько качественно работала комиссия, тоже предстоит установить. Надо сравнить, что было уже сделано, а что было рекомендовано комиссией. Думаю, этот правильно», - говорит Инета.

При этом вклад комиссии в расследование женщине не ясен. Что это – предложения, касающиеся строительной отрасли или что-то другое? Ощутимым результатом она называет название имён людей, несущих политическую и моральную ответственность за трагедию.

«"Назовём политически ответственных"». Хотя не ясно, что означает "политическая ответственность". Нет такого определения», - отмечает Инета.

По мнению членов комиссии, за ликвидацию Государственного строительного бюро ответственны бывший премьер-министр, теперь вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис («Единство»), бывший министр экономики, ныне генсек «Единства» Артис Кампарс и его преемник Даниэль Павлютс, а также бывшие госсекретари Минэкономики – действующий министр сообщения Анри Матисс и Юрис Пуце, мэр Риги Нил Ушаков и глава рижской стройуправы Ингус Вирцавс.

«Люди должны понимать, что включает в себя смысл понятия «политическая ответственность». К примеру, названы господа Домбровскис и Ушаков. Что мы можем сказать дальше? Допускает ли политическая ответственность, что им придётся отвечать перед избирателями или перед своей партией? Поймите, нет дальше никаких подвижек в связи с этой политической ответственностью», - отметила Инета.

Тем не менее, назвать политически ответственных, на её взгляд, нужно – с этим утверждением комиссии женщина согласна.

«Я считаю, что именно эти люди несут политическую ответственность», - отметила она.

На взгляд Инеты у парламентской комиссии были основания назвать политически ответственными именно этих семерых. По её мнению, ни расширять список, ни вычёркивать из него кого бы то ни было, нет никакой необходимости.

«Раньше этот список был длиннее. Комиссия его сократила. Всё же были у комиссии какие-то основания назвать именно этих людей. Были факты и комиссия основывалась на этих фактах. Поэтому мне хотелось бы думать, что те, кто остался, на самом деле более других несут политическую ответственность за эту трагедию», - сказала Инета.

Позитивные последствия Золитуде

Несмотря на то, что трагедия стоила жизней 54 людям, в том числе и дочери Инеты — Элге, её мать по-прежнему в состоянии видеть светлые моменты. Даже в самой трагедии. Инета уверена, что это событие повлияло на практически всю Латвию.

«Эта трагедия принесла слезы и переживания, отчаяние. Во многих семьях произошли огромные изменения. У всех жизнь разделилась на до и после. Это нужно понимать всем. И, конечно, мы не можем сказать, что латвийский народ остался равнодушным. Все собрались вместе, все помогали, все объединились. Я думаю, что это позитивный момент. Трагедия показала, насколько Латвия богата людьми, наделёнными человеколюбием, сочувствием», - считает Инета.

Совместно с крёстной Элги Инета предложила создать книгу о трагедии. Вначале Министерство культуры поддержало идею, но позже призвало принять участие в написании другой книги, совместно с обществом «Золитуде 21.11». Однако в той книге имя Элги названо не будет. Инета поясняет, что поддерживает издание книги, однако участие сети Maxima в этом процессе для неё неприемлемо. Поэтому использовать в этой книге информацию о своей дочери Инета не разрешила.

Инета Яковела подчёркивает: пока жива память о человеке, он жив. Поэтому для женщины очень важно сохранить память о своей дочери.

В этом году 21 ноября друзья, родственники и крёстные Элги отправятся на Краславское кладбище, где Элга покоится рядом со своим отцом.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное