Согласно плану гражданской обороны на случай войны или военного захвата, первым делом правительство принимает решение об объявлении особого правового режима. В течение того же времени информируют жителей.
Музей пожарных на улице Ханзас, на крыше установлена сирена. По Рижскому региону таких 55 штук. Два раза в год их проверяют. Интересно, два года назад проводили исследование и 40% жителей признались, что не знают, что делать, когда звучит сигнал тревоги.
Так, депутат Сейма от СЗК Андрис Берзиньш признался автору «Личного дела» Диане Спыну, что этим вопросом она поймала его врасплох, и он очень надеется, что такого случая не произойдёт. Экс-министр экономики Вячеслав Домбровский («Единство») предположил, что нужно искать «бомбоубежища или что-то такое», и выразил надежду, что какие-то в Латвии ещё остались.
Глава комиссии Сейма по нацбезопасности, председатель «Единства» Солвита Аболтиня сообщила, что нужно выходить из помещений и искать укрытие. Член той же комиссии и по совместительству лидер Объединения регионов Мартиньш Бондарс считает, что нужно включить радио и ждать инструкций. Депутат Сейма от Национального объединения Роман Наудиньш и представитель «Согласия» Ивар Зариньш также склоняются к версии, что надо «включить радио или общественное телевидение, где можно получить информацию о происходящем».
Действительно, если работает сирена, надо включать радио или телевидение. Со многими латвийскими СМИ заключены соответствующие договоры. Посредством масс-медиа должны сообщить всю необходимую информацию, и разъяснить, нужно оставаться дома, или следует готовиться к эвакуации.
«Будем честными, никто не держит ресурс, чтобы эвакуировать сто тысяч человек. Поэтому обычно эвакуация проходит в два этапа. Если мало людей — все ок, обеспечиваем транспортом, размещаем. Если число большое: есть категории людей, которых эвакуировать необходимо, например, с ограниченными возможностями или одиноких пенсионеров. Остальным сообщаем направление, куда надо двигаться», - рассказывает начальник Управления гражданской защиты ГПСС.
Бомбоубежищ в Латвии не осталось. Раньше по всей стране их было примерно триста — то есть, на спасение могли рассчитывать не многие, всего 5 процентов населения. Но в 2009 году все бункеры отдали частникам. О некоторых из них заботятся. К примеру, о бомбоубежище под Рижской восточной больницей. Сотрудник больницы Гунар Намниекс присутствовал еще при его строительстве. Объект сдавали в конце семидесятых. Тогда же устроили учения.
«Рядом помещения, где были койки, таких помещений у нас пять, в каждой от 60 до 80 коек. А это был командный пункт, тут соединение всех телефонных узлов. Была прямая связь с Москвой, с нашим правительством. Этот телефон работает, онподсоединен к нашей линии», - проводит экскурсию по бомбоубежищу Гунар.
Какое-то время в бункере можно было прожить. Запасы воды составляют 1200 литров. Все в рабочем состоянии. О прошлом напоминают лишь старые плакаты еще с советских времен, да планы и инструкции на стенах. Больничные койки давно выбросили, оборудование тоже вынесли. Теперь здесь архив больницы. Но большинство бомбоубежищ в плачевном состоянии. Заброшены, разрушены, затоплены.
Айя Казаровец — главный специалист по гражданской обороне Рижской муниципальной полиции. Именно самоуправлению, согласно плану, в течение суток надо будет не только эвакуировать жителей, но и обеспечить продуктами питания. Айя говорит, она как раз недавно поднимала этот вопрос, обращалась в Государственные материальные резервы. В ответ ей сообщили,ч то договоры заключены с большими торговыми сетями, которые и должны обеспечить жителей продуктами питания.
В пожарной службе сообщили, что каждый год Управление по делам гражданства и миграции запрашивает информацию о числе жителей. Их делят на возрастные категории: дети до двух лет, до 18-ти и взрослые. У каждой группы своя минимальная дневная норма. Заключены договоры, и если есть угроза, предприниматели должны предоставить сухой паек и воду. Так, что складов с консервами больше нет. Не хранят на складах и противогазы.
«К сожалению, ситуация актуальная - ничего нет. Все было ликвидировано. У государственных резервов нет, у самоуправления тоже нет», - сообщает Айя Казаровец.
План содержит ещё несколько интересных пунктов. В частности, в течение 48 часов предписано спасти культурные ценности - картины, книги, архивы, а также обеспечить сохранность Памятника свободы. Будет ли работать план в жизни? На этот счет даже у специалистов есть сомнения.
«Это приложение мы никогда не проверяли в учениях. Было бы желательно все проверить, чтобы осталось в памяти. Да, необходимы учения на государственном уровне», - поясняет Мартиньш Балтманис, начальник Управления гражданской защиты ГПСС.
Никто не обучает гражданской обороне и жителей. Многие не знают, как надеть противогаз. Вряд ли у многих получится это сделать за три секунды, а именно таков норматив. Остается надеяться, что план, прописанный на бумаге, в жизне не нужно будет применять никогда.