Рея когда-то жила на улице, где ее нашли с двумя котятами. Их приютила Занда. Малышам быстро нашли хозяев, а взять дикую Рею вряд ли кто-то захотел бы — и девушка оставила кошку у себя. Однажды та не пришла домой с прогулки — вернулась через 6 дней, с искалеченными лапами.
Занда позвонила знакомой, которая сразу предупредила — возможно, кошку придется усыпить. Но хозяйка не теряла надежду — вдруг получится спасти?
В лапах начался некроз, но, несмотря на советы врачей и знакомых, Занда решила кошку не усыплять — и выбрала ампутацию.
Занда начала искать способ получить протезы, однако оказалась, что в Латвии и даже в Балтии таких операций не делают. Но один доктор решил рискнуть — и согласился помочь, еще до того, как увидел кошку.
«Нам чрезвычайно повезло, что этот случай его заинтересовал», — говорит Занда.
«У меня был последний год в университете, когда надо писать заключительную работу, и тема эта, я думал, будет достаточно интересна. Я нашел способ, как сделать эти протезы, и доктор Бринькис помог с хирургической стороной. И так начались наши, я хотел бы сказать, шесть месяцев приключений», — говорит ветеринар Густ Инданс.
Оказалось, что в Европе случаи протезирования есть только в двух странах, значит, впереди были сложные эксперименты с неизвестным исходом. Инданс консультировался со множеством специалистов — лечащими людей ортопедами, хирургами, а также ветеринарами и исследователями биоматериалов — чтобы понять, как создать протез.
Кошка перенесла несколько операций — все началось с импланта, который из титана и ванадия специально по заказу Инданса сделал его крестный отец. После каждой операции требовалось по меньшей мере два месяца восстановления.
После первой операции Рея убежала от врачей — сама на новых имплантах. После установки протеза никто больше не удивлялся ее желанию жить. Сейчас кошка совершенно здорова: ходит, бегает и даже скачет по дому, а также забирается туда, куда ей нужно.