Латвия помянула жертв Холокоста

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

В субботу 4 июля исполнилось 79 лет с тех пор, как было положено начало уничтожению латвийских евреев в период Второй мировой войны. К мемориалу на месте бывшей Хоральной синагоги в Риге второй день подряд несут венки и зажигают свечи. Для многих пришедших сюда те трагические события — часть семейной истории, сообщает LTV.  

Альбина приходит сюда 4 июля каждый год. Для нее этот день имеет огромное значение.     

«Сорок первый год... Забрали мою маму. На нее донесли, что она еврейка. Это под Ленинградом было. Тогда только всё начиналось. Было лето, мы на даче были. Я была на руках у мамы, мне было три года. Она успела отдать меня соседям, но ее забрали. И что с нею потом стало — мы не знаем. Расстреляли ли ее на месте или, может, сослали сюда. Я не знаю».  

Это только одна из сотен и тысяч историй тех времен. Альбина не единственная, кто сегодня, в день памяти жертв еврейского геноцида, пришел к мемориалу на месте сгоревшей рижской синагоги, чтобы возложить цветы или — по еврейской традиции — оставить камушек. В память о тех, кто был убит или депортирован.

Марина поясняет: «Они были частью нашего общества, нашей Латвии. Сегодня трудно понять, как это всё могло произойти, но это случилось в не столь далеком прошлом. Этот день для нас очень важен, поэтому мы с дочкой приходим сюда положить камешки».

До войны в Латвии проживало 93 тысячи евреев. С 1941 по 1945 год из них было убито свыше 70 тысяч. Но были и те, кто спасал преследуемых сограждан. На Кипсале, в глухом тупике стоял дом, а под сараем был вырыт бункер. Там рижский докер Жанис Липке прятал евреев, спасенных из гетто, а при появлении возможности переправлял их в более безопасное место. Сейчас здесь тоже мемориал — музей его имени.

По словам директора мемориала Лолиты Томсоне, помощь местных приспешников нацистам в расправе над евреями — это та часть латвийской истории, которую порой нашим современникам хочется «замести под ковер» или не говорить о ней — что делать, такие тогда времена были. Но ее вытащили из-код коврика и показали.

«И мне кажется, что это происходит, и много происходит в последние десять лет! Потому что даже если у нас музей посвящен спасителям евреев, все равно ты не можешь об этом говорить, не говоря о контексте, почему в Латвии выявлено около 600 спасителей евреев. Не все эти истории были с хорошим концом — потому что соседи предавали или замечали людей, которых прятали».  

Памятные даты нужно держать в уме и сердце. Но главное — извлечь уроки из случившегося тогда, считает Александр. Он тоже пришел к мемориалу:

«Это произошло с евреями. Теперь происходит с кем-то другим. Важно, чтобы это не повторялось — нужно сделать выводы из исторических событий».

Лолита Томсоне добавила: «Я думаю, первейшее и важнейшее дело — нужно понять, что человек — ценность, и непрестанно осуждать человека или смотреть на него с подозрением  лишь потому, что он принадлежит к другой религии или у него кожа другого цвета... Это не причина, чтобы объявлять его кем-то, кто угрожает обществу, в котором ты живешь».

Как уже писал Rus.lsm.lv, высшие должностные лица государства — президент, премьер-министр, спикер Сейма, а также многие другие политики, общественные деятели и рядовые латвийцы дань памяти погибшим пришли отдать еще 3 июля — накануне траурной даты. В пятницу прошел и траурный митинг в Даугавпилсе.

День 4 июля стал в Латвии официально отмечаемой траурной датой более четверти века назад. Верховный Совет уже объявившей о восстановлении независимости, но де-факто еще находившейся в составе СССР Латвии, принял соответствующий закон 3 октября 1990 года.

Этот день считается началом массового уничтожения евреев Латвии оккупировавшими республику нацистами и их местными пособниками. Именно 4 июля спецподразделения Третьего Рейха спровоцировали в Риге погромы, непосредственными исполнителями которых были местные пособники нацистов.

Согласно отчету гитлеровской «расстрельной команды» Einsatzgruppe A, «в Латвии запустить аналогичные [уже инспирированным в Литве] акции очищения и погром оказалось значительно труднее. (...) В Риге [спровоцировать погром] оказалось возможным посредством [высказывания] соответствующих предположений Латышской вспомогательной полиции. В ходе погрома все синагоги (включая и Большую хоральную на перекрестке ул. Дзирнаву и Гоголя — Rus.lsm.lv) были сожжены и примерно 400 евреев убиты (в том числе и были сожжены заживо — Rus.lsm.lv). Посколько население успокоилось очень быстро, организовать дальнейшие погромы не представилось возможным. События в (...) Риге были зафиксированы на кино- и фотопленку таким образом, чтобы доказать, насколько возможно, что первые спонтанные казни евреев и коммунистов осуществлялись (...) латышами».

В соответствии с этой установкой сцены «спонтанной» расправы местного населения над евреями были показаны в пропагандистском киножурнале Deutsche Wochenschau No. 567 за июль 1941 года.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное