По словам Калвиньша, жителям Латвии не обеспечена возможность заработать достаточные средства к жизни, поэтому они эмигрируют. Страна потеряла уже больше людей, чем в годы Второй мировой, подчеркнул он:
«Это результат неправильного управления нашими собственными экономическими процессами, и тем политикам, что находятся у власти, следовало бы взять на себя ответственность за это, а не рассказывать, насколько мы сейчас успешно развиваемся».
Изобретатель предостерегает: к 2023 году в Латвии либо драматически сократится, либо вовсе иссякнет финансирование из еврофондов. Поэтому до того государству нужно при поддержке фондов ЕС укрепить свою экономику, сделать ее более конкурентоспособной. Но как раз в этом направлении работа практически не ведется.
Ученые неоднократно указывали, что необходимо предпринять, чтобы Латвия стала развитой страной.
«Ничего из этого не учитывается. Первое, что людям нужно — это образование высокого уровня. Не просто высшее образование вообще, но в первую очередь специальности, связанные с производством. Инженеры, специалисты, занятые разработкой высоких технологий», — говорит Калвиньш.
Латвия не сможет противостоять глобальным процессам — роботизации и дигитализации, которые истребят множество традиционных рабочих мест. «Будет спрос на специалистов, связанных с производством – на людей, которые понимают, что у мишки в животе», — прогнозирует ученый. Если же Латвия не подготовит нужные кадры сама, у нее останется другая возможность — привлечь их из других стран. Уже сейчас работодатели бьют тревогу из-за дефицита специалистов.
Конечно, отметил он, Латвия уже сейчас в своей системе образования возвращается к усиленному преподаванию точных наук со школьной скамьи, однако налицо проблема с преподавателями — учителями, способными донести до учеников физику, химию, математику, которым долгое время школа научить их толком не могла.
Возможность вернуть себе часть «пропащего поколения», молодых умов, не усвоивших точные и естественные науки в школе, у Латвии есть, считает химик. Для этого нужно при вузах открыть годичные курсы, на которых будет читаться школьный курс физики, химии, биологии и математики.
«Чтобы эти люди — неважно, только ли что они окончили среднюю школу или уже выучились на юристов и видят, что им нечего в той сфере делать, и они хотят учиться, чтобы затем зарабатывать себе и семье на пропитание, — так вот чтобы они могли курс средней школы освоить», — говорит Калвиньш.
Число студентов в вузах сокращается, и это высвобождает часть преподавательского состава. Поэтому будет кого привлечь к преподаванию на таких курсах, считает он. Но параллельно необходимо готовить учителей точных наук для школ.