Латгалия на рубеже стереотипов: пьют ли больше любители шмаковки?

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

В новом цикле передач «Латгальская студия на рубеже стереотипов» поговорим о бытующих стереотипах в отношении жителей Латгалии. Считается, что латгальцы — очень душевные, открытые и гостеприимные люди. А еще бытует мнение, что в латгальской стороне люди более, чем в других регионах Латвии пьют спиртное и потому очень подвержены алкоголизму. Так ли это? Правда ли, что жители Латгалии — самые пьющие в нашей стране?

Латгальская студия Латвийского радио 4 поговорила об этом с врачом-наркологом Язепом Корсаком. Он сейчас работает в Даугавпилсской региональной больнице и ведет частный прием пациентов в Резекне.

— В борьбе с алкогольной зависимостью главное — желание и психологический настрой человека вести здоровый образ жизни. Если этого нет, то ничего не получится. Кто угодно может стараться ему помочь, уговаривать, подбадривать, призывать меняться; врач — выписывать лекарства и назначать психологические тренинги... Но ничто не даст эффекта, пока человек сам не осознает, зачем ему это, чего он хочет добиться, для чего меняться... Пока не поймет, что для него самое главное — это он сам и его здоровье. Все окружающие люди, коллеги, друзья, родственники могут предпринимать что-угодно, хоть на голове перед ним стоять, хоть кодировать или зомбировать — толку не будет, пока зависимый от алкоголя человек не осознает, что ему нужно, и пока сам не захочет излечиться и не попросит помощи... Только тогда дело пойдет и даст результат. Психотерапия — самая главная. Важен индивидуальный подход к каждому человеку,так беседу начинает врач нарколог Язеп Корсак.

— Считают, что латгальцы — пьющий народ. Редкое застолье обходится без латгальского горячительного напитка под названием шмаковка. Распространено это настолько, что у нас, в Латгалии, есть туристический бренд «шмаковка», несколько лицензионных производств и три музея шмаковки (в Даугавпилсе, Малнаве, Гайгалаве). Этот напиток стал частью латгальского кулинарного наследия... Неужели верно, что жители Латгалии — самый пьющий в Латвии народ?

— Как нарколог я работаю с 1983 года. Так что опыт имеется. Два года учился в ординатуре в Москве (Московском Всесоюзном наркологическом центре медико-биологических проблем), там изучил весь спектр зависимостей и все возрасты, подверженные этому. Среди моих пациентов были и есть люди разных профессий — учителя, врачи, священники и попы, люди с двумя высшими образованиями и красными дипломами, олимпийский чемпион... Зависимость от алкоголя, табакокурения, наркотических средств — это болезнь, которая никого не щадит...

То, что мы много пьем — это да. Но сказать так однозначно, что Латгалия пьет особенно, я не могу.

Язеп отметил, что его, как врача-нарколога с 40-летним стажем, сейчас тревожит больше всего:

— Самое главное — это чтобы тем людям, которые осознали, что у них имеются проблемы зависимости, мы могли в полной мере оказать необходимую и достаточную помощь.

Нужно поддержать и помочь человеку, который оступился, который выпил и, может, еще не зависим от алкоголя, но ему плохо... Требуется помощь. К сожалению, такой помощи у нас в Резекне нет. В Латгальском регионе наркологическая помощь осталась только в одной-единственной Даугавпилсской региональной больнице. Это самое печальное...

Потому что, если человеку вовремя не оказать помощь и не подсказать, как можно жить трезво и радоваться жизни, как в бедах обходиться без алкоголя, не допускать ошибки отравления им, как не стать зависимым от алкоголя — то человек может погибнуть. А государство для его спасения практически ничего не делает. Да, были планы, как ограничить зависимости. Но это осталось лишь на бумаге.

— А есть статистика, сколько людей в нашей стране, в Латгалии употребляют алкоголь? Сколь много? И какова тенденция: зависимых людей год от года становится больше или нет?

— Статистика не может показать истинное положение дел. Она учитывает только тех, кто обратился к врачу, и тех, кому оказывали медицинскую помощь в острых состояниях после употребления алкоголя. Понять масштабы пьянства в стране и сколько людей от этого страдает, нельзя только по объему официально проданного и выпитого алкоголя. Есть еще и алкоголь, который производится в домашних условиях!

За последние полгода, со слов самих пациентов и их родственников, с размахом возобновилось домашнее самогоноварение. Это, наверное, связано с тем, что у людей есть финансовые проблемы. Производят самогонку на дому, сами ее употребляют, да еще и продают. Вот такая новая тенденция сейчас появилась.

Еще одна из статистик, которая отражает действительность — это численность погибших в алкогольном опьянении от разного рода травм, самоубийств.

— Наверно, это впечатляющие цифры...

— Это так. К тому же в последнее время все больше совсем молодых людей и детей в подростковом возрасте попадает в больницу в сильном алкогольном опьянении. Возросла численность таких подростков, которых доставляют в больницу в комбинированном состоянии — под воздействием и алкоголя, и наркотических, и токсических веществ.

— Чтобы обозначить с медицинской точки зрения, что такое алкоголизм: когда можно считать, что этот диагноз, и зависимость у человека уже есть?

— Однозначно об этом можно говорить, если человек после употребления алкоголя на утро опохмеляется — когда ему плохо, и как лучшее лекарство он предпочитает снова выпить. Это однозначно говорит о том, что у человека уже есть зависимость от алкоголя. Второе — это когда приближается праздник, и человек, думая о том, как будет его отмечать, неотъемлемой частью торжества считает наличие алкоголя на столе.

— Я вот смотрю, у вас на стене висит фотография с красивым видом на горы и медаль. Вы расскажете об этом? Можно подойти посмотреть?

— Я принесу. Вот медаль, которой я удостоен за участие в 10-километровом  полумарафоне Skrien Latvija.

Язеп показывает фотографии. На одной — Эльбрус, вершину которого ему удалось штурмовать в 2018 году. Затем было покорение Казбека в 2019 году, потом — Монблана.

— Остались прекрасные впечатления... Я давно мечтал в горы... Но не хватало времени. Ушел из Резекненской больницы, поменял работу. После чего уже был готов и морально, и физически к восхождению и покорению горных вершин.

— Какие эмоции вы испытывали, стоя на вершине?

— Эмоции эти не описать... Прекрасные вечера! Там не работает мобильная связь, тишина кругом, хорошая погода. Красивые пейзажи вокруг — заход солнца, потом полная луна... Переосмысливаешь жизненные цели и ценности.

А на вершине все обнимаются, целуются, фотографируются... Это были очень приятные эмоции.

Да! Рад, что мне удалось преодолеть... Самое главное — это не забраться на вершину, а спуститься с гор и добраться целым и невредимым. Потому что у тебя эйфория, притупляется внимание, бдительность и оценка опасности, потому есть риск сорваться...

Рассматриваем фотографии. На одной из них — забавный енот по кличке Джессика, который год прожил у Язепа. А это фото со студенческой поры, когда студенты летом подрабатывали проводниками в поездах дальнего следования. Вот Язеп и еще два охотника, перед которыми на снегу охотничьи трофеи — десять застреленных за один день лис. В тот год более ста лис застрелили, рассказывает Язеп.

— Язеп, вы родились в многодетной семье на хуторе в Столеровской волости. Почему стали врачом?

— Одна из моих сестер Ария работала медсестрой. Я был самый младший в семье — шестой ребенок — «поскребыш», как, смеясь, говорил брат. Я часто болел. В то время в Каунате работал врач Саркисян,который проводил вакцинацию. Увидев, что и меня хотят подвергнуть этой процедуре, я решил сбежать. Но в полегшей ржи ноги запутались, меня поймали и отправили на прививку. И все смеялись: убегал от доктора и сам стал доктором. Таковым было первое знакомство с будущей профессией.

— Когда впервые задумались о медицине как профессии?

—У меня был выбор: или идти в Елгавскую сельхозакадемию и быть лесником, или в медицину. Я все-таки выбрал медицину. Окончил лечебный факультет. Стал терапевтом.

— В 1983 году в Пилцене Дрицанской волости открылось наркологическое отделение Резекненской центральной больницы. Вы стояли у истоков создания наркологической помощи в Резекне, руководили отделением долгие годы.

— Самыми тяжелыми были первые месяцы работы, жил за шкафом в кабинете. Дал задание — не сделали. Почему? Сажали цветы. Только надо найти к ним подход!

С 1994 года Язеп занимал должность главного врача Резекненской больницы, с 2004 года руководил службой охраны здоровья. В 2017 году уволился по собственному желанию. Сейчас работает в наркологическом отделении Даугавпилсской больницы и ведет частный прием в Резекне. Рад, что появилось свободное время, которое с удовольствием тратит на общение с друзьями, занятия с молодежью, охоту и рыбалку. Является активным общественным деятелем, совместно с обществом самаритян помогает Украине, является депутатом Резекненской городской думы.

— А на бытовом уровне — сколько в семьях, к сожалению, много таких случаев, когда муж пьет, дети страдают... Что бы вы посоветовали жене, как себя вести, чтобы не спровоцировать пьяного мужа к агрессии?

— На пьяного ругаться и его воспитывать не надо! Бесполезно. И в памяти у него не останется, ибо на утро он ничего не будет помнить. Сразу на похмелье тоже воспитывать не стоит — это не даст эффекта. Лучше через три-четыре дня поговорить в спокойной обстановке.

— Мы, жители Латгалии, отличаемся по темпераменту? Типичные черты, присущие жителям Латгалии, которые, наверное, и провоцируют к тому, чтобы взяться за рюмку за компанию?

— Этих факторов много. Это и открытость, доброжелательность, желание помочь и отблагодарить. Это те факторы, которые могут способствовать употреблению алкоголя.

Вот последний случай. Человек, бывший спортсмен, который редко употребляет алкоголь, решил расслабиться. Говорит, что не так и много выпил, но я так плохо себя чувствую, не все помню... Встретил женщину симпатичную, угостил ее. Потом решил вместе с ней отдохнуть. Но утром оказался без денег, без кольца, без часов и в жутком состоянии. Сделали ему экспресс-тест, нашли в организме кокаин и успокоительные средства. Девушка помогла ему освободиться от денег... Хорошо, что остался жив.

Как говорит мой друг — психиатр и нарколог: «Алкоголь — это самое лучшее успокоительное, снотворное, антидепрессант. Но к нему человек быстро привыкает и становится пациентом». Не алкоголь надо использовать в качестве средства от бессонницы, депрессии и одиночества!

А самое радостное для меня, когда сидишь, смотришь телевизор, а на экране —опа, мой бывший пациент, у которого когда-то были серьезные проблемы, а сейчас он в Сейме, в министерстве работает, и у него хорошо идет бизнес. Это радует!

На прошлой неделе звонок другого бывшего пациента: «Можно я заеду к вам?» Конечно! Приезжает на хорошей машине — с нуля купил. «Доктор, помнишь меня пять лет назад? Я перестал пить, курить и в течение пяти лет купил эту машину...» Это так приятно, что человек нашел возможность отказаться от алкоголя! Я ему лишь показал дорогу и немножко помог.

— Часто доводится слышать, как женщины рассказывают о своих мужьях. Мол, он такой трудолюбивый, рукастый, внимательный, когда трезвый. И может несколько месяцев не пить, тогда все в хорошо — в семье мир, лад, счастье. Но стоит один раз сорваться, выпить — и неделю человека нет. С работы увольняют. И вот они, горе и беда, в дом пришли... Хотя муж раскаивается, ощущает себя виноватым, но поделать с собой ничего не может. Сила есть — воли нет.

— Есть такое понятие — не бывает грома с ясного неба! Или дыма без огня. Есть предвестники возможности срыва. Вот те самые предвестники, которые потом жены подтверждают: «Да! Точно! Так было» То у моего мужа суп горячий, то холодный, то это не так, то другое... Словно игла в одном месте. Появляется нарушение сна, раздражительность, вспыльчивость...

Дело в том, что болезнь зависимости от алкоголя — это соматическое, психическое, психологическое расстройство. Внутри просыпается чертик, который требует выпивки. Даже во сне человеку видится, как он покупает вино, как праздник отмечает... Это те предвестники, говорящие о том, что может быть срыв. Надо попринимать лекарства, на пару дней отправиться в отпуск.

Многие, бросив пить, грешат тем, что только работают и спят, не думая об активном отдыхе. Вместо этого — телевизор и компьютер.

Некоторым женам хочется сказать: «Когда он брал тебя в жены, он пил? Не пил! А почему он начал пить? Значит, вы совместно что-то недосмотрели, не сделали... Если один запил, второй — соучастник тому, так как недоглядел, упустил...

— Пришел март, 13-го числа у вас 65-летний юбилей. Очередной новый год жизни, когда подводятся итоги прошлого года и намечаются планы на новый этап жизни. С каким мыслями и ощущением вы подошли к своей юбилейной дате?

— Хм, не думал... Были дела, планы, которые остались нереализованными. Мог бы побольше сделать. Мечтаю покорить вершину Килиманджа́ро — это высочайший пик Африки. А так как мне нравится танцевать, то хочу научиться хорошо исполнять танго и вальс.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное