В открытом письме общество «Литература без границ» осудила войну против Украины, режим президента России Владимира Путина. На данный момент письмо подписали около 120 русских, белорусов и украинцев, проживающих в Латвии, которые поддерживают позицию страны, направленную на помощь Украине, и проявляют солидарность с ней. Инициатор письма, поэт Дмитрий Кузьмин живет в Латвии с 2014 года. Он опасается, что раскол в латвийском обществе будет только усиливаться.
«Сейчас само имя Россия настолько токсично, что мы все становимся ответственными за происходящее, и это тяжело и страшно, но ничего не поделаешь. А вот иммигрантам, приехавшим в Латвию из России и хорошо знакомым с режимом — нам сейчас важно донести до всего латвийского общества и всего мира, что есть русские, которые все понимают и всем сердцем выступают против событий в Украине. Пока политическая и экономическая система в России не дает нам возможности для перемен. Мы можем сто раз выходить на демонстрации, попадать в тюрьмы и ничего не изменится, но я думаю, что эти обстоятельства меняются и, наверное, будут другими. Сейчас особый момент, когда нам важно кричать, и кричать как можно громче, что мы против того, что происходит, потому что культурные, родственные связи между русскими и украинцами сильны, а что российская власть делает с ними в данный момент — это преступление», — считает Кузьмин.
По данным организации ОВД-Инфо, с 24 февраля в России задержано около 6 тысяч человек в знак протеста против войны в Украине. Следственный комитет России ранее предупреждал своих граждан о правовых последствиях присоединения к несанкционированным акциям протеста в связи с «напряженной внешнеполитической обстановкой».
Гражданка России Ирина, с которой созвонились журналисты Латвийским радио, живет и работает в Москве, имеет родственников в Киеве. Ее мнение о происходящем таково: «Конечно, протесты в России против этого абсурда будут продолжаться на каком-то мирном и деликатном уровне. А что конкретно мы можем сделать с решениями в кабинетах правительства!? Что нам теперь делать — прятать наших детей, не пускать их в армию и выходить на улицы с плакатами? Да, протестующих задержат, посадят и накажут, но я думаю, что только приказы сверху могут остановить стрельбу в Украине, хотя успокоить здесь разгневанных и обиженных людей сейчас будет очень сложно».
Ирина считает, что в целом отношение российского общества к происходящему зависит от источников информации — за ними следят, им доверяют.
«Я люблю Латвию и бывала там много раз, и мне местные часто говорят — ой, Ира, ты едешь в Латвию, там плохо обращаются с русскими. Но я никогда не сталкивалась с плохим обращением. И точно так же я ездил в Украину к родственникам, и там я никогда и нигде не сталкивалась с негативом, ни со стороны друзей детства, ни со стороны незнакомых людей в магазине или на улице. Российская общественность черпает информацию из СМИ и, если нет личного опыта, судят только по СМИ, где говорится, что русским вредят, нужно оказывать помощь и наводить порядок. Но как можно помочь кому-то с оружием в руках? Это должно закончиться немедленно!».
Философ Игорь Губенко пришел к выводу, что на данный момент в латвийском обществе больше солидарности между этническими группами, в выражении поддержки Украине. Чтобы не увеличивать риски социального разделения, не только общество, но и политики в Латвии не должны ставить знак равенства между русскоязычными общинами Латвии и агрессией российского режима, считает он.
«Я думаю, что россиянам на коллективном уровне придется много размышлять над этим, но сейчас это не то размышление, которое нужно навязывать извне. Война — ее никто не хочет, и именно поэтому я верю и вижу, что многие сторонники путинского режима сейчас дезориентированы, потому что видят, что ситуация неправильная, это не норма. Я думаю, что этот момент тоже нужно использовать, чтобы попытаться убедить в том, что это преступный режим и эта агрессия непростительны», — сказал Губенко.
Ранее экс-президент Латвии Валдис Затлерс заявил, сейчас важно сплотиться всем — и латвийским русским, и латвийским украинцам, и латышам — как нации — на это у нас есть 2-3 недели. Он прогнозирует, что вскоре последуют провокации со стороны находящихся в Латвии агентов российских спецслужб, и «наша сплоченность будет им достойным ответом».
Нужно опасаться психологических диверсий, которые могут дестабилизировать общество, считает экс-президент. «Путин занят Украиной, мы в спокойствии, нам не надо бояться, военных на нашей границе нет, но надо опасаться психологических диверсий, которые дестабилизируют общество. Главное — устранить распрю между латвийскими украинцами и латвийскими русскими. Ясно сказать на уровне всех чиновников — латвийские русские не имеют никакого отношения к атаке Путина, мы за мир! Советую каждой русской и украинской семье дома сесть и поговорить друг с другом — какие наши цели, наши достижения, хотим ли мы это терять», — отметил он.