Жизнь без вытрезвителей: пьяниц везут в больницы

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Многолетние споры, кому нести ответственность за вытрезвители (необходимость в существовании которых все-таки почти все политики признают), Минздраву или же МВД, привели к тому, что в независимой Латвии эти учреждения так и не восстановлены до сих пор. А пьяниц, потерявших человеческий облик, везут для отрезвления в больницы – к порядочным пациентам под бок.

Тридцать лет назад всё было просто: если сильно подвыпивший гражданин попадал на улице в поле зрения милиции, его ждал вытрезвитель. Оттого и зрелище, когда люди в неподобающем состоянии находятся в публичных местах, мешая окружающим, были единичными. Со сменой общественной формации вытрезвители были упразднены – как позднее выяснилось, зря. Ведь алкоголизм никуда не делся. Однако сегодня, случись кому хлебнуть лишку, можно лишь гадать, в каком из четырех мест человек окажется. Чаще же всего от необходимости обихаживать пьяных страдают больницы, у которых финансирование на эти цели не предусмотрено.  

Первым местом, куда могут отправить пьяного приходить в себя, является его собственное жилище. Туда подвыпившего человека отвезут, если он с трудом передвигается, но не угрожает окружающим и себе самому. Закон о полиции требует в таких случаях отвезти не рассчитавшего своих сил страдальца домой. Но пьяный должен проживать на данной административной территории, и он должен пребывать хотя бы в таком состоянии, чтобы членораздельно выговорить свой адрес, поясняет представитель Рижской муниципальной полиции Эгил Видрикс. (С приезжими – куда сложнее...) И это касается только лиц, не совершавших в подпитии каких-либо правонарушений.

Если же пьяный успел согрешить перед законом, его ждет второе место отдохновения и протрезвления – полицейский участок. Но если закон не нарушен, несправедливо тащить человека туда, отмечает Видрикс.

Если адрес пьяного неизвестен, а нахулиганить он не успел, то в Риге его могут отвезти в третье место – единственный существующий в столице вытрезвитель, принадлежащий Красному Кресту, расположенный в социальном центре Gaiziņš. По сути, это и не вытрезвитель как таковой, а скорее убежище, где на первом этаже по ночам принимают пьяных. (Другие ночлежки пьяниц гонят прочь.) Большинство приходит «перекантоваться» сами, но с десяток ежедневно доставляет полиция.

«Мы тут больше работаем психологическими методами», - поясняет работница этого приюта Илона Лусте. Чтобы общаться со своими подопечными, сотрудникам нужна бездна терпения. Здесь всех приходящих снабжают матрасом, гигиеническими принадлежностями, обеспечивают одноразовое кормление и даже медпомощь.

Но случается, что призыв к порядку некоторые агрессивные выпившие гости воспринимают как сигнал к удалецким действиям... И помощи полиции поэтому приходится просить часто, практически ежедневно. А возможности социального центра по оказанию помощи довольно-таки ограничены. Поэтому там принимают лишь тех, чье состояние здоровья не вызывает опасений.

Остальные, насчет здоровья которых сомнения имеются, попадают в четвертое место – в Гайльэзерс. Там зачастую выясняется, что медицинских показаний для пребывания в стационаре нет, и алкоголику самое место дома. Но полицейским со стороны порой сложно оценить, есть ли угроза жизни и здоровью пьяницы – вот и приходится везти в больницу. А там тоже диагноз не всегда возможно установить сразу – к примеру, как обследуешь пациента с подозрением на сотрясение мозга, который так и норовит съехать кулем на пол?.. Приходится дать пьяному элементарно проспаться.

«Многое зависит от того, говорит ли что-то сам пациент. И если он ничего не говорит – мы не можем прийти ни к какому заключению. Нам нужно ждать, пока он проснется», - поясняет заведующий клиникой неотложной медицины и приемным покоем в Гайльэзерсе Алексей Вишняков. И в 90% случаев потом выясняется, что медпомощь была пьянице не нужна. Однако и выдворить никого нельзя: нередко случается, что поступает в состоянии алкогольного опьянения одинокий человек, пожилой, без телефона, без записной книжки при себе – как найти его адрес, пока он не придет в себя?

По наблюдению медиков, среди алкоголиков хватает и подростков, и стариков, и приличных с виду людей, и явно неблагополучных, маргиналов. И если эти пациенты не оплачивают выставленный больницей счет, потом взыскать с них что-то – совершенно нереальная задача. Пока за таких пациентов платит государство. В большинстве случаев их личность идентифицировать полиции и медикам не удается. По словам Алексея Вишнякова, нередко люди называют чужие данные, а доказать врачи не могут. В итоге протрезвевшие пациенты не платят по счету при выходе из больницы – денег нет, пропили (или заявляют, что были обокрадены), а потом их и след простыл.
 Неудивительно, что, например, в Даугавпилсской региональной больнице за такими гостями числится долг уже на сумму свыше 10 тысяч евро.

Приструнить неплательщиков помогло бы изменение правил: допустим, если выяснилось, что медпомощь пьяному была не нужна – пусть его доставляют в полицейский участок и разбираются уже там. Тогда проще будет идентифицировать личность гуляки и заставить его уплатить штраф. «И хотя бы часть из них задумается, стоит ли пить на улице», – говорит Вишняков. И врачи тогда смогут заняться людьми, которым действительно нужна медпомощь, а не утихомиривать буйных алкоголиков, всю ночь мешающих спать соседям по больничному отделению.

О воссоздании вытрезвителей разговоры идут уже много лет. Всё потому, что вовлеченных сторон здесь несколько: МВД, Минздрав, Минблаг, самоуправления. Никто не хочет в одиночку брать ответственность на себя. Обсуждался и такой вариант, как передача услуг вытрезвителей на аутсорсинг – их можно препоручить тому же Красному Кресту. Однако и тогда множество пьяных будет по-прежнему оказываться в больницах, где им совсем не место.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное