«Когда мы говорим о заболеваниях, передающихся половым путем, мы в первую очередь подразумеваем гонорею, хламидиоз, сифилис, инфекции генитальной микоплазмы и трихомониаз, ВИЧ/СПИД. К этому также добавляется генитальный герпес, вирус папилломы человека, вызывающий остроконечные кондиломы и генитальные бородавки, некоторые экзотические заболевания, которых в наших широтах не встречается — это паховая гранулема, шанкроид (они больше характерны для южных широт), венерическая лимфогранулема, а из «новоприбывших» — вирус Зика, который кроме передачи москитами может также передаваться и половым путем».
Хотя в Латвии далеко не всё, что передается половым путем, учитывается официальной статистикой, по показателям основных заболеваний страна находится на среднеевропейском уровне, рассказал врач.
«Было хуже, стало лучше, и, надеюсь, ситуация продолжит улучшаться. (...) Люди становятся сознательнее — это вопрос того, как мы относимся друг к другу, мы стали, наверное, менее закрытыми в чем-то.
Все еще, конечно, многие предпочитают такое скрывать. Но поскольку все равно диагностика сейчас на более высоком уровне, всем доступны достаточно точные и быстрые тесты, обман все-таки быстро вскрывается.
Поэтому пациенты своих партнеров все-таки стараются проинформировать и привести [показаться врачу]. Чувство стыда очень часто мешает. Но не говорить партнеру и не приводить провериться нельзя. Это обязанность и ответственность», — пояснил Принцев.
Лучшая профилактика СТЗ, по его словам — это человеку перед началом отношений с новым партнером самому сходить на проверку хотя бы на самые опасные вензаболевания (способные привести к серьезным осложнениям или неизлечимые). Это важно делать, поскольку многие венерические заболевания могут протекать с минимальным дискомфортом для пациента или практически бессимптомно. Носитель о них даже не догадывается. Так бывает, например, с хламидиозом у женщин, с трихомониазом, с генитальной микоплазмой.
«Вирусные гепатиты, хотя они не являются типичными заболеваниями, передающимися половым путем, тоже часто протекают без симптомов очевидного поражения печени. ВИЧ — это уже всем известно: анализы на антитела к ВИЧ в крови становятся позитивными у большинства людей в среднем через 12 недель, клинические проявления инфекции бывают у достаточно редких пациентов на ранней стадии. Это острый ретровиральный синдром, который появляется где-то через 2-4 недели после заражения — с неспецифическими симптомами, как после гриппа или простуды: ломота в суставах, небольшая температура, недомогание, увеличение лимфоузлов...»
Дерматовенеролог рассказал, что одна из самых серьезных венерических болезней, сифилис, может протекать и в «обезглавленной» форме, то есть без типичных первичных проявлений, «прыгая» сразу во вторичный или латентный период, а то и в третичный — то есть нейросифилис.
«Бессимптомное течение болезни может быть обусловлено и неожиданным местом инфицирования. Например, если человек практикует специфические виды секса. Существуют анальные формы гонореи, хламидиоза и того же сифилиса. Или формы заболевания глотки, под видом фарингита (они довольно часты при гонорее, при одном виде хламидий, редком у нас в стране, который вызывает венерическую лимфогранулему, это может быть при сифилисе)», — перечислил Принцев.
Современные международные исследования, по его словам, показывают, что оральный способ передачи такого рода инфекций недооценивается.
В латвийском обществе лечению и профилактике СТЗ мешают некоторые заблуждения и предрассудки, рассказал врач.
«Классические традиции, это, например, первое «я думал, что само пройдет». Более того: «само прошло», потому что многие из упомянутых заболеваний после первых ярких проявлений потом становятся вялотекущими,
и человек может себя ощущать здоровым. Второе, что очень часто осложняет лечение — «не хочу раздеваться, не хочу то исследование или это». Или если человек приходит на прием с запросом по кожной проблеме, мы встречаемся с непониманием — почему вы хотите меня проверить и на СТЗ. Хотя кожные заболевания могут быть маской венерических.
Еще «традиция» у девушек присылать свою вторую половину, когда проблема в самом деле у них. В случае с девушками мы делим наших пациенток с гинекологами, а поскольку гинеколог у них, как правило, постоянный, и они ему доверяют гораздо больше, чем какому-то чужому венерологу — они, конечно, будут ходить к нему с большей готовностью, а к венерологу отправлять своих мужчин. Это привычка неверная! У ваших партнеров мы не всегда найдем то, что вызывает проблемы у вас. И даже бывает, что ваш партнер не успел от вас перенять абсолютно всё, что вызывает ваши жалобы.
Гинекологи, имея дело в основном со здоровыми людьми, склонны пациенток успокаивать. А мы более подозрительны. Женщины этого, кстати, не любят. Но именно это дает нам возможность им помочь и обследовать более детально».
По словам Принцева, среди латвийцев достаточно многие сознательно относятся к своему здоровью и регулярно бывают на приеме, хотя они не больны — обычно это люди, ведущие активную половую жизнь и пока не имеющие постоянного сексуального партнера. Тем более что современные медицинские технологии позволяют провериться очень быстро.
Учитывая сексуальные привычки населения, в Латвии любой человек начиная примерно с 15-летнего возраста находится в группе риска по возможности заполучить СТЗ, признал дерматовенеролог.
«Начинают половую жизнь у нас рано. Естественно, это должно быть добровольно, человек должен быть к этому готов, и должны быть соблюдены все легальные нюансы... И вообще передача СТЗ во многом вопрос наших отношений и эмоций. Я хотел бы всем пожелать все-таки давать друг другу шанс, не обвинять друг друга в недоверии, если поступает предложение провериться, и поскольку эта тема — потенциальный разрушитель отношений, разрушитель семей, относиться к ней легче. Не воспринимать в штыки предложение пойти и обследоваться».