«Детский дом закрыть на ключ очень просто: всех вывели и закрыли.
Но, конечно, нужно развивать альтернативу. Есть приемные семьи, есть еще один из методов – семейные квартиры, адопция – само собой.
На данный момент в Латвии внесемейная опека производится в 51 учреждении, из которых семь – центры социальной опеки, 44 – детские дома и дома юношества. И конечно, в этих названных мною учреждениях находились 1429 детей. Это очень большое число в пересчете на душу населения. Учитывая численность нашего населения - это очень много», - поделилась Кронберга.
На этой неделе прозвучали данные: в минувшем году были усыновлены либо удочерены 247 латвийских детей, 120 – иностранцами. Но важна не только адопция.
«По моим данным, так: в последнее время очень активно идет обмен информацией о приемных семьях (такие семьи берут ребенка на воспитание, но не усыновляют. – Прим. Rus.lsm.lv). Поскольку сама численность населения в Латвии неуклонно сокращается, становится все труднее и труднее находить и воспитывать эти приемные семьи. Мы, конечно, вкладываемся в это, и в этом году будем работать над тем, чтобы приемные семьи возникали снова.
Так бывает, что, например, если приемная семья взяла ребенка, он вырастает – даже если его не отдают сразу на адопцию, и приемная семья сама не усыновит его, – ребенок вырастает и становится членом семьи.
И эта семья «закрывается» – она уже не будет никого брать, потому что семья уже сформировалась. Она выполнила свою миссию.
И в приемных семьях у нас на сегодня живет 1196 детей. Это в 570 семьях. Но из них 58 семей написали заявление о том, что они не готовы принять воспитанника. И еще теоретически имеется 95 свободных приемных семей – но это не значит, что они сразу любого ребенка к себе возьмут.
Потому что дети, которые остаются без родительской опеки, без нормальной, натуральной родительской заботы, с ними очень много случаев, практически с каждым вторым, что ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем.
Эти проблемы – не порез пальца.
Это психические расстройства, психологические травмы либо последствия физических травм; ребенок может быть с аутизмом, и так далее. И очень многие семьи не хотят принимать таких детей.
Поэтому сейчас мы работаем над созданием так называемых специализированных приемных семей, котырые могли бы работать именно с такими детьми. И чтобы это считалось работой для этих людей! Потому что если там ребенок в кресле-каталке – это значит, что этого ребенка нужно 24 часа 7 дней в неделю опекать. И кормить его, и одевать, и выводить на прогулки, на культурные мероприятия...» – рассказала Кронберга.