Ежегодно в Центре инфектологии регистрируют полторы тысячи пациентов с гепатитом C. Этот вирус с трудом поддается лечению. Примерно в половине случаев он приводит к циррозу печени, человека может спасти только пересадка этого органа. Латвия — единственная в ЕС страна, где государство не оплачивает такого рода операцию. Платить сотни тысяч из своего кармана и ехать за границу может позволить себе не каждый. Остальные обречены на смерть, рассказала «Домской площади» главврач центра инфектологии Байба Розентале.
«Эти люди с декомпенсированными циррозами просто погибают в течение года, двух, трех, потому что иногда можно вывести из этого состояния — как правило, два-три раза.
При хронической печеночной недостаточности, печеночной коме удается человека восстановить на какое-то время, а потом – на четвертый раз — уже фактически человек уходящий. Кому-то не повезет, это бывает и раньше. Поэтому для врачей-инфектологов, гепатологов, это невероятно трудно. Мы знаем, что сегодняшняя медицина может возвратить человека к жизни — и качественной жизни, но просто нет возможностей», — поделилась Розентале.
Каждый год в пересадке печени в Латвии нуждаются около 30 человек. С донорским органом они смогут жить полноценной жизнью, а без него (как это сейчас и происходит) большинство умирает. Часто в молодом возрасте.
«Конечно, цирроз печени больше всего у пожилых людей. Но у нас были и очень молодые люди. Четыре года назад умер молодой человек, которому был 21 год, два года назад — женщина 26 лет, в прошлом году — мужчина 45 лет.
Про молодых людей у докторов остается память... потому что это молодые люди – и мы бессильны им помочь. Но мы знаем, что в других странах им сделали бы трансплантацию»,
— рассказала глава Ассоциации инфектологов и гепатологов Латвии Иева Толмане.
Бывший министр здравоохранения Гунтис Белевич обещал, что в 2017 года операции по трансплантации печени будет оплачивать государство. Пациенты замерли в надежде. Медики начали активно готовиться, чтобы уже с 1 января приступить к делу — в таких случаях медлить нельзя.
«Мы готовились к 1 января, мы еще едем сейчас на курсы по трансплантации печени в Португалию, где большой центр и где они очень активно работают. И планируют, что поедут туда и гастроэнтерологи, анестезиологи — вся команда, которая будет это делать.
Но, конечно, у всех этих докторов какой-то опыт в трансплантации печени есть»,
— рассказал трансплантолог больницы имени Страдиня Янис Вилманис.
Но, как оказалось, надежда оказалась напрасной. Новый министр здравоохранения Анда Чакша обещания своего предшественника выполнять не будет — не видит возможности выделить деньги на эти цели.
«Ситуация такова: если мы смотрим на трансплантацию, то это расходы не только на саму трансплантацию, это одно финансирование, когда происходит сама операция.
Но нам надо подсчитать, сколько потом надо финансирования, чтобы поддерживать медикаментами, чтобы не происходило отторжения органа, что также в конечном счете стоит очень дорого.
Другое — когда мы даем какие-то обещания, мы всегда смотрим в кошельке, и видим, что мы можем сделать на данный момент. И то, что я вижу на данный момент, для этого не было предусмотрено специального финансирования. Из-за этого мы должны будем отложить на какое-то время процедуру трансплантации», — рассказала министр.
Стоимость одной операции по трансплантации печени – 50 тысяч евро. Но, как посчитали в Минздраве, этой суммой вся процедура не ограничится. Еще как минимум 300 тысяч евро будут необходимы на послеоперационный период и медикаменты. Таких денег на сегодняшний день в ведомстве нет.