Госконтроль завершил финансовые ревизии по годовым отчетам за 2019 год в 24 министерствах и центральных учреждениях. В 22 случаях из 24 Госконтроль дал позитивное заключение по отчетам. Два учреждения — Министерство образования и Министерство здравоохранения — в связи с объявленным в стране чрезвычайным положением попросили разрешенную законом отсрочку для подготовки отчетов.
Особое внимание в этот раз Госконтроль обратил на систему пенсий по выслуге лет, сообщила Государственный контролер Элита Круминя:
«Если мы говорим о пенсиях по выслуге лет, то надо сказать, что этот вопрос в поле зрения Госконтроля находится с 2015 года, когда мы проводили ревизию пенсионной системы. Еще тогда мы сказали, что очень серьезно надо думать об обязательствах, связанных с выплатой таких пенсий. Каждый год выплата пенсий по выслуге лет только растет. В настоящее время эта сумма составляет 75 млн евро в год. Но по тем расчетам, которые нам предоставили учреждения, мы вывели следующую цифру — общий объем обязательств по выплате пенсий по выслуге лет может достичь 4,5 млрд евро. Это очень большая сумма».
Анализ данных показал: вопреки тому, что пенсии по выслуге лет присваивают людям, вынужденным покинуть работу раньше общепринятого пенсионного возраста, семь из десяти получателей пенсий по выслуге продолжают работать. Притом большинство — продолжает работать в учреждениях и профессиях, напрямую связанных с теми, которые они покинули по выслуге лет. То есть им даже не потребовалась переквалификация, а пенсия по выслуге лет лишь обеспечивает дополнительный доход. Как отмечает эксперт Конфедерации работодателей по социальным вопросам Петерис Лейшкалнс, нередко получатели пенсий по выслуге еще и искажают конкуренцию на рынке труда:
«Они переходят в наемные работники — там есть схемы, позволяющие им продолжать работать. Одна часть этих людей переходит в другие структуры или же в частный сектор, где они, можно даже сказать, искажают конкуренцию, потому что они уже получают пенсию, а значит, могут позволить себе работать за меньшие зарплаты, чем, может быть, рынок требовал бы».
Госконтроль также провел проверку того, используются ли запрашиваемые министерствами и центральными учреждениями средства для заявленных целей. В ходе ревизии был сделан вывод, что все еще встречаются ситуации, когда учреждения запрашивают средства на одни цели, а тратят их на совершенно другие. Один из ярких примеров — Саласпилсский ядерный реактор, отметил член Совета Госконтроля Эдгар Корчагин:
«Обращу внимание поподробнее на Саласписский ядерный реактор. Это действительно очень яркий пример того, как из года в год запрашивать деньги на одни цели — и тратить их на другие нужды. С 2015 года Министерство по охране окружающей среды и региональному развитию запрашивает деньги на ликвидацию реактора, но каждый раз это откладывается, и деньги распределяются на другие цели. В этой ревизии мы видим, что 700 тысяч евро потрачены на контроль за строительством мемориала жертвам советской оккупации, на координацию реэмиграции, на программу «Дружественное семье самоуправление», президентство Латвии в Совете стран Балтийского моря, а также на дальнейшее содержание ядерного реактора».
Госконтроль также указал на закупку для нужд Государственной полиции технического оборудования, которое должно было повысить безопасность дорожного движения. Ответственные службы потратили более миллиона евро на оборудование, которое находится на складах и по разным причинам практически не используется. Например, пять лазерных 3D-сканеров стоимостью полмиллиона евро используются редко, поскольку их использование полицейские посчитали слишком сложным. Из 142 компактных видеокамер, купленных за 112 тыс. евро для записи эпизодов конфликтных ситуаций или попыток дачи взяток в работе полиции самим полицейским были выданы только 18, однако и они никогда не использовались.
Но есть и примеры, когда нарушения в ведомствах, по мнению Госконтроля, носят предположительно уголовный характер. Так, ГК обратится в прокуратуру в связи с фактами, выявленными при ревизиях в Управлении природоохраны (DAP) и в Министерстве культуры. В DAP имели место сомнительные действия ответственных лиц при назначении арендной платы за землю, из которой добывали полезные ископаемые, что вылилось в ущерб для госбюджета в размере 273 463 евро в 2019 году и 154 785 евро в 2018-м. В Минкульте же проверяющие из Госконтроля заподозрили неладное в назначении стипендий девяти творческим деятелям на общую сумму 11 452 евро. И эти два примера — не единственные такого рода, как показала проверка.