Эдгар Андерсонс один воспитывает сына — это продиктовано бытовыми и практическими вопросами. По его словам, быть родителей-одиночкой нелегко, но ему помогают мать ребенка и друзья.
Большое искусство для разведенных родителей — суметь обеспечить ребенку не только финансовое благополучие, но и эмоционально хорошую жизнь, подчеркнула замруководителя отдела по правам детей Бюро омбудсмена Лайла Хензеле.
Законодательство гласит, что уход за детьми и опеку над ними делят оба родителя. В 24% после расставания родителей ребенок остается жить с кем-то одним, но этот показатель изменчив, потому что родители иногда вступают в новые отношения, пояснила директор департамента детской и семейной политики Минблага Илзе Курме.
По оценке Лайлы Балоде, члена правления Bērnu labklājības tīkls (Сети благополучия детей) и члена правления кризисного детско-подросткового центра Dardedze, к соло-родителям следует причислять тех пап и мам, которые воспитывают ребенка, не получая поддержки второго родителя.
Мать-одиночка Юлия растит сына — она подчеркнула в ходе дискуссии на Латвийском Радио, что установленные государством алименты — крайне маленькая сумма, особенно с учетом теперешней дороговизны. Сумма алиментов привязана к размеру минимальной зарплаты в стране. Юлия трудится на трех работах и получает алименты по приговору суда, но их размер не был пересмотрен в связи с резким повышением цен.
Самым незащищенными являются те дети, у которых не установлено отцовство. Государство рассматривает возможности помочь им. По словам Лайлы Хензеле, стоило бы провести дискуссии об улучшении ситуации детей, не имеющих отцовства, потому что у каждого есть право на свою идентичность. Часть матерей отказывается вписывать отца ребенка в свидетельство о рождении осознанно, а есть и другие ситуации — например, когда, имело место искусственное оплодотворение.
По словам Илзе Курме, статистика показывает, что существует тенденция: у более молодых матерей не указано в документах, кто отец ребенка.
На вопрос, поможет ли поддержать соло-родителей предоставление какого-то специального статуса, Лайла Хензеле заявила, что независимо от статуса необходимо думать о необходимом обеспечении таких семей.
Лайла Балоде с этим мнением согласна, но, по ее словам, сам статус родителя-одиночки помог бы собрать статистику, сколько таких семей в Латвии. А помогать, по ее убеждению, нужно нуждающимся, а не просто обладателям какого-то статуса.