Филиал Рижского зоопарка Cīruļi притягивает посетителей

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

«В прошлую субботу был абсолютный рекорд посещений за последние 20 лет. Люди как стали приезжать с утра, так до самого вечера и гуляли. Обе парковки весь день были полными», — рассказал вчера Rus.Lsm.lv Арнис Бергманис, руководитель Cīruļi — филиала Рижского зоопарка в Курземе.

Cīruļi находится в Калвене — это прямо на шоссе Рига—Лиепая, но все-таки гораздо ближе к Лиепае, чем к Риге. Публики и в рабочие дни тоже хватает, массовое «паломничество» начинается где-то с полудня: 19 мая Cīruļi вместе с «главным» Рижским зоопарком снова открылись для посетителей после «ковидных» ограничений. Вот соскучившиеся по нормальной жизни люди и стремятся полюбоваться животными, и особенно детенышами — весна, многие животные и птицы уже стали родителями.

Арнис Бергманис говорит, что во время карантина сотрудники филиала зоопарка работали в обычном режиме — ухаживали за животными, занимались огромной (137 гектаров!) территорией филиала, надо было и землю обрабатывать, и траву скашивать. «Лесенку вот к медвежьему вольеру починили. Медвежий дом у нас уже в плохом состоянии, видите, бревна в ограждении давно менять пора. Там мы заменили, а этим стволам уже лет двадцать», — показывает Арнис на противоположную от публики сторону.

В Cīruļi живет медвежья семья — папа, мама и дочка. «Этой зимой они месяца два с половиной спали спокойно и крепко, в конце января стали просыпаться понемногу, в особо теплые февральские деньки даже наружу вылезали, но потом снова уходили досыпать. А в прошлом сезоне проспали аж четыре с половиной месяца!», — рассказывает Арнис. 

Медвежье семейство квартирует в Cīruļi давно, но малышей больше не предвидится. «Медвежата — это очень мило и красиво, но, когда приходила осень и пора было им искать новый дом, начинались сложности. Бурые медведи не слишком востребованы в зоопарках. И мы наших мишек стерилизовали», — поясняет директор филиала Cīruļi и добавляет: медведи умудряются после спячки вылезать из логова не отощавшими, а вполне уютно-кругленькими.

После замечания Rus.Lsm.lv — «Так вы их кормите хорошо» — разговор плавно поворачивает к проблеме посетителей, норовящих накормить зверей чем-то совершенно неподходящим. Арнис Бергманис говорит, что в Cīruļi проблема не так остра, как в Рижском зоопарке, все же посетителей меньше. Тем не менее, вскоре после открытия филиала пришлось установить толстенное стекло, отделяющее медведей от публики. «Люди приходили из кафе с мороженым и печеньем, и медведи сидели внизу, ждали подачек», — Арнис растопыривает руки и запрокидывает голову, показывая, как именно сидели мишки. Мол, вот такие у нас были lāči-poprošāikas. Вскоре после обустройства защиты от людей медведи встали на путь исправления и снова стали нормальными животными.

В Cīruļi обитает полтора десятка редчайших «латвийских синих» коров — шкура у них действительно удивительного серо-голубого окраса. Дойные коровы и молодые телочки пасутся неподалеку от парковки. «И на конюшне еще теленок очень красивого окраса, неделю назад родился», — добавляет Арнис. Он гордится, что в филиале самое генетически чистое стадо в Латвии: «Наши бычки регулярно отправляются на осеменительные станции. Четвертый — Пуполс, мы сейчас ждем результатов его анализов. И он тоже поедет в Сигулду, на станцию искусственного оплодотворения».

Парочка молодых рысей переехала в Цирули из Рижского зоопарка. Старейшей из здешних рысей уже четверть века, Арнис рассказал, что она прекрасно себя чувствует, разве что еду ей надо резать на кусочки помельче. За свою жизнь она родила больше двух десятков рысят, некоторые из них сейчас живут в зоопарках разных стран, даже в Японии. Очень многие калвенские рыси отправились в Белоруссию, в Беловежскую пущу, там они обитают в полудиких условиях, а вот их детей возвращают уже в настоящую дикую природу.

В стае волков малыши или вот-вот родятся или уже появились на свет, но наружу пока не выползали. Союзы у волков крепкие, но что любопытно — в прошлой стае царил матриархат, в нынешней всем заправляет вожак. Зовут его Кёниньш, он местный — родился в Cīruļi. Невесту Ализе ему привезли из-за моря, из Швеции. У пары это уже третий помет. Подросшие волки отсюда отправляются во все зоопарки Европы, самый дальний — зоопарк Норденс Арк (Северный ковчег) на западном побережье Швеции. «Коллеги нам сообщили, что наша волчица создала очень удачную пару и всё у них хорошо», — делится Арнис сведениями из личной жизни серых хищников. 

Домашние яки этой весной принесли уже двух телят, скоро родится третий. Родились малыши у хайлендских коров, азиатских высокогорных яков, овец и камерунских карликовых коз... А вот лоси вряд ли в этом году обзаведутся потомством. Живут здесь овцы разных пород, гуанако, альпаки и домашние ламы. В знаменитом стаде киангов — несколько десятков голов, сейчас идет смена поколений. Подрастающего самца вскоре предстоит изолировать от стада, чтобы избежать близкородственного скрещивания. Но парнишка очень ценных кровей, и его, как рассказал Арнис, планируют отправить в Московский зоопарк.

В комплексе хищных птиц — новые жильцы, парочка бородатых грифов. Две недели назад вылупился орлан. Родители хлопочут вокруг птенца, а сотрудники зоопарка радуются. «Долго не могли подобрать пару, анализы были ошибочными, и мы несколько раз помещали вместе двух самок. Наконец-то всё получилось», — улыбается Арнис. Ждут потомства черные грифы. В прошлом году у этой пары вылупилась девочка, она останется в Рижском зоопарке. Совят в этом сезоне много — семь малышей на оба зоопарка, кого-то оставят в экспозиции, но в большинство отпустят в дикую природу.

Когда Rus.Lsm.lv уезжал из Cīruļi, парковка была уже основательно заполнена — латвийцы стремились «слиться с природой» в весенний солнечный день.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное