Рута Диманта, глава Ziedot.lv, рассказала, что государственной поддержки для помощи детям-инвалидам не хватает, родители должны тратить свои средства — а также нередко возить ребенка в другие страны, где доступна помощь.
Ивар Балодис, представитель общества инвалидов Apeirons, считает: с системной точки зрения, ошибка — это отсутствие цели, поскольку реабилитация должна достигать результата — как помочь ребенку включиться в общество, школьную жизнь и так далее.
Усиливать и стимулировать развитие ребенка и в дальнейшем (например, после 10 курсов реабилитации) — прекрасная цель, но этого не происходит.
«С одной стороны — тратим много денег, но целенаправленности не хватает», — отметил Балодис.
Можно было бы оказывать детям более квалифицированную помощь, если бы семье помогали координировать работу. Если в семье есть ребенок с инвалидностью, то помощь необходима и близким. Часто мама борется за все, но ее задача — не воевать, но растить ребенка, указывают специалисты.
Три года назад благодаря пожертвованиям появился детский реабилитационный центр Poga. Его представитель, врач Микус Дирикс рассказал, что до 2014-2015 гг детская реабилитация в Латвии была в тени, чаще всего услуги получали за рубежом, происходящее никто не контролировал. В Латвии никто не руководил процессом, чтобы понять, к какому специалисту должен попасть ребенок.
Эту функцию центр Poga взял на себя — он корректирует необходимую помощь, координирует поддержку и ребенку, и семье.
«Частная инициатива может обеспечить то, что не удается государству в целом. Государство в целом не интересуется детьми с инвалидностью. Это трагично», — отметил Балодис.
Если в семье растет ребенок с инвалидностью, часто семье угрожает бедность. Платформы Poga и Solis augšup — пример того, как меняется система.
«Кто отвечает за реабилитацию детей? Министерство благосостояния, здравоохранения или образования? Ничего вместе они не могут сделать, но конкурируют между собой», — заявил Балодис.
Специалисты указывают: помощь оказывается бессмысленной. Ребенок получает 10 сеансов реабилитации, а следующий курс — через полгода. Обычно детям нужна длительная помощь и сотрудничество со специалистом.
«Каждому ребенку с инвалидностью требуется план реабилитации, но он только на бумаге, он не работает», — считает Винета, мама ребенка-инвалида.