Проблема принудительного усыновления детей латвийских граждан за границу признана государственно значимой. Президент ЛР Раймонд Вейонис намерен бороться за то, чтобы прежде всего для них рассматривалась возможность обретения новой семьи в Латвии, заявил в программе «День за днем Латвийскому Радио 4 его пресс-секретарь Густ Кикустс.
Число жалоб на принудительную адопцию в Великобритании детей подданных ЛР растет с каждым годом, признает посол в Великобритании Андрис Тейкманис, также непосредственно участвующий в работе по возвращению дочери Лайлы Брице. Британские власти отклонили его просьбу о свидании с девочкой, и два года Латвия не имеет достоверных сведений о состоянии здоровья и условиях содержания своей гражданки Катрины Брице.
Власти Латвийской Республики подключились к делу Лайлы Брице в 2013 г., когда та обратилась за отзывом Рижского Сиротского суда о том, что никогда не была под надзором, воспитывая старшую дочь.
Тогда, по словам начальника Отдела по сотрудничеству по делам детей Департамента правового сотрудничества Министерства юстиции Агриса Скудры, Минюст написал запрос британским учреждениям.
«Обычная практика, основанная на Венской конвенции, в подобных делах такова:
государство, изымающее ребенка из семьи иностранцев, ставит об этом в известность консульскую службу и ищет ребёнку опекунов среди его родственников при посредничестве сиротского суда страны гражданства ребенка.
В случае Брице это почему-то не было сделано», — рассказал Латвийскому Радио 4 Агрис Скудра.
Позже к делу подключилась юридическая служба президента ЛР (тогда – Андриса Берзиньша), и посольство Латвии в Великобритании, а затем и депутаты Сейма. «Если бы этого не случилось, дело остановилось бы уже в 2014 году, — считает депутат Игорь Пименов (оппозиционное «Согласие»), который пытался задействовать каналы межпарламентских связей, инициировав в феврале 2015 года письмо двух комиссий Сейма британским коллегам.
«Мы должны укрепить позиции Латвийской Республики в этом деле и обеспечить Лайле Брице квалифицированную юридическую помощь», — считает Пименов.
Правда, пока не ясно, как удастся ли это сделать в отведенный законом срок: по процедуре на юридические услуги должна быть объявлена государственная закупка. Необходим и квалифицированный полный перевод стенограммы двух слушаний в суде, что обойдется в сумму около двух тысяч фунтов стерлингов. Деньги на юридические услуги Брице должна найти сама.
Как уже писал Rus.lsm.lv, британский суд постановил отдать на принудительную адопцию 7-летнюю гражданку Латвии Катрину Брице — вопреки протестам ее матери, также гражданки ЛР, и возражениям правительства Латвии. В своем вердикте суд попутно констатировал, что более раннее подключение к этому делу Латвийской Республики, существенно изменило бы что-нибудь.
Родившаяся в Великобритании в 2008 году девочка была отобрана у матери в 2010-м — после того, как полицейские и сотрудники социальных служб обнаружили ее одну в квартире в антисанитарных, по их зкалючению, условиях. С тех пор Лайла Брице в судах различных инстанций требует возвращения ей дочери.