Хотя после резкой реакции самоуправлений министерство отказалось от ввода нормы о минимальном числе школьников в классах, сокращение числа школ будет достигнуто другими методами. Так, например, небольшие школы не смогут купить новую компьютерную технику на европейские деньги.
Школ, в которых в старших классах очень мало детей, в стране примерно сто — это седьмая часть всех латвийских школ. Около двух недель назад Министерство образования предложило не открывать десятые классы будущей осенью, если в них не наберется 15 человек. Предложение очень быстро исчезло из правительственных документов — за школы заступилась сама министр образования и науки Ина Друвиете («Единство»).
Однако проблема не исчезла. Маленькие классы требуют неадекватно больших средств, к тому же министерство усматривает в этом риск для качества образования. «Международные исследования показали, что на стадии средней школы показатели лучше, если в одном классе больше учеников», - рассказала передаче директор Департамента образования МОН Эвия Папуле.
Одна из самых маленьких школ в Латвии — Нитаурская средняя школа — находится в Аматском крае. В прошлом году ее закончили пять школьников, в этом году — 8, а в следующем году, возможно, будет только четыре выпускника. Председатель думы Аматского края Элита Эглите признает, что школа не может конкурировать с находящимися относительно недалеко школами в Сигулде, Цесисе и Валмиере и согласна с тем, что старшие классы придется закрыть.
О детях не волнуются — их можно отвезти в школу даже на легковом автомобиле. Но что делать с учителями?
«Прогнозов у нас пока нет. Единственное — нужно считаться с тем, что число школьников за семь лет сократится на 11 тысяч», — говорит Папуле.
Директор Нитаурской школы Марис Кениньш считает, что при ликвидации старших классов в школе под угрозой будет и существование начальной школы. Многие учителя, которые преподают и там, и там, потеряют половину дохода и вряд ли останутся в школе.
Хотя никаких сроков пока не называли, похоже, что МОН не собирается отступать от своей позиции.
Если даже не будет введена норма о минимальном числе школьников, задуматься о своем существовании школы заставит нынешняя модель учительских зарплат, которая может оказаться невыгодной для небольших школ. Самое главное — с 2016 года школам снова будут доступны огромные средства ЕС для улучшения условий и, например, покупки компьютеров, но маленькие школы их не смогут получить, говорит Папуле.
Будут и средства для обеспечения мобильности школьников, но Аматское самоуправление считает, что министерству следует сказать педагогам, что им делать дальше. И не взваливать это на плечи лишь самоуправлений. Возможно, понадобятся даже компенсации за уход из профессии.
«Не виноват же учитель в том, что в Нитауре так мало жителей. Это не вина учителей», - говорит Эглите.
Кстати, компенсация за уход из определенной профессии в результате каких-либо реформ — не новинка в Европейском Союзе. Например, такие компенсации получили производители сахарной свеклы и рыбаки.