По отзыву администрации пансионата, обращение к психиатру состоялось потому, что имелись основания для беспокойства о здоровье клиентки. Пока компромисс в вопросе о питании не найден. Не имея возможности выполнить пожелания Аниты относительно меню, в пансионате хотели бы расторгнуть договор о ее содержании, чтобы ей подыскали другое место жительства.
В комнате Аниты – овощи в холодильнике, она ест только то, что покупает сама на остатки пенсии, основную часть которой получает пансионат за ее проживание и питание. Арикане настаивает на вегетарианской пище – но готовить для нее отдельно персоналу здесь проблематично.
Переезжать женщина-инвалид тоже не хочет: привыкла, и условия хорошие: своя комната, компьютер, специально оборудованная кровать. Рига близко.
Руководство пансионата Gauja готово пойти навстречу пожеланиям клиентки, но лишь в некоторых пределах. Ей могут предлагать пищу из содержащихся в меню продуктов, только без мяса. Но ассистента, который готовил бы исключительно для нее, центр предоставить не может, и закупать другие продукты – тоже. По словам и.о. завцентром Маргариты Рутки, всё, что можно сделать – это обеспечить Аните достойное и полноценное вегетарианское питание, но не выполнить особые «аюрведические» требования.
«Это необъективно ради амбиций одного человека», - считает Рутка. Она уверена, что Анита пытается привлечь к себе общее внимание отказом от обычной еды, а страдают другие обитатели центра, недополучая внимания персонала и ухода.
В Гаркалнской соцслужбе на столе два документа: письмо Аниты с просьбой выдавать ей часть пенсии, предназначенной для питания, наличными, и письмо руководства пансионата, где признано, что учреждение не может обеспечить клиентке аюрведическое питание.
Выхода нет в принципе. Анита Арикане не в состоянии жить отдельно, потому что ее мать – сама нуждается в уходе, а отец умер. Она может жить только в центре социальной опеки. И в соцслужбе склонны поддержать мнение руководства пансионата, говорит ее руководитель Сильвия Путника.
По ее словам, социальный центр – это все-таки учреждение со своими правилами и требованиями. Готовить отдельно для Аниты там нереально. Другие клиенты на питание не жалуются. Правда, Анита заметно отличается от остальных: она получила высшее образование, несмотря на паралич, много размышляет и читает.
Закон не позволяет обеспечить живущим в социальных центрах людям индивидуальных ассистентов, которые помогали бы им, например, самостоятельно готовить еду из собственных продуктов. Поэтому единственно возможный компромисс – если в пансионате в виде исключения пойдут Аните навстречу, признали в Гаркалнской соцслужбе.