Ассоциация гинекологов и акушеров указывает, что есть проблемы, которые система родовспоможения может преодолеть, чтобы не терять столько жизней. В свою очередь, специалисты, которые анализировали летальные случаи в этой группе пациенток, говорят – открываются такие проблемы, которые касаются каждого. Например, связь трагического инцидента с периодом эпидемии гриппа в стране.
В последние 10 лет в Латвии во время беременности или в послеродовой период умерло 53 женщины. Этот показатель «плавает» - например, в 2009 году умерло 10 женщин, в следующие годы – пять, одна, четыре. В 2014 году – три, а в прошлом году кривая поднялась до 12.
Так как показатель рождения в Латвии невысок – в среднем около 20 тысяч детей в год, – то сравнение и анализ данных выполнить нелегко.
Вице-президент Ассоциации гинекологов и акушеров Даце Резеберга пояснила: «Плохо то, что нет тенденции к снижению показателя. В общем, ситуация скверная: с 2007 года показатели не снизились. А ведь здоровье матери – одно из свидетельств репродуктивного здоровья, которое в целом характеризует систему услуг здравоохранения и родовспоможения в стране».
Для сравнения: в Европейском Союзе кривая материнских смертей неуклонно идет вниз. Это подтверждается и ситуацией в соседних странах. В Эстонии за последние десять лет не умерло ни одной беременной женщины или женщины в шестинедельный послеродовой период.
По данным Ассоциации гинекологов, в Латвии многие женщины умерли в домашних условиях, и они не стояли на учете у гинеколога. Резеберга указывает, что это более комплексная проблема – доступность услуг для женщин, находящихся в группе социального риска:
«Пациентка из неблагополучной среды, не ходит к гинекологу. В лучшем случае направляется к семейному врачу. Но семейные врачи не занимаются репродуктивным здоровьем, и попасть к специалисту таким женщинам трудно. Особенно, если город маленький, и необходимо куда-то ехать».
В большинстве европейских стран существует особая государственная программа – женщины, которые не хотят незапланированной беременности, получают оплаченные государством средства контрацепции.
Одной из самых распространенных причин смертей латвийских рожениц было кровотечение – одно из самых тяжелых осложнений во время беременности и родов. Даце Резеберга объяснила, что в Латвии отсутствует отлаженный алгоритм действий в неотложной ситуации. На главной странице самой ассоциации эти указания есть, но их нужно адаптировать для местных роддомов и родильных отделений больниц.
«Если кровит, и кровотечение очень сильное – там минуты на счету. Если нет необходимых ресурсов и возможности команде нормально среагировать, то только потеряют время, и результат будет очень плохой», – сообщила Резеберга.
Поэтому нужен комплексный взгляд на слабые места в системе здравоохранения, на родовспоможение и безопасность пациенток.
«Меня беспокоит, что в этом году умерли две женщины от осложнений после гриппа. Мы в прошлом году очень многое делали, чтобы было какое-то понимание о вакцинации в обществе, чтобы поменять отношение. Чтобы семейные врачи говорили роженицам, что вакцинация при беременности важна. Выработаны были даже основные указания на государственном уровне для всех групп жителей Латвии, а также специальные указания для гинекологов”, - указала Резеберга.
Еще данные, собранные ассоциацией, свидетельствуют, что каждый третий год среди причин смерти будущих матерей оказываются другие болезни, которые не связаны с беременностью.
Минздрав поручил Инспекции здравоохранения проверить все 18 роддомов Латвии. Это была превентивная проверка без штрафов, и главное – нужно было констатировать проблему.
«Мы и впредь будем постепенно проверять все роддома. Если не будут исправляться, то начнем налагать штрафы. Медицинские учреждения быстро реагировали на открытые нами упущения. Писали необходимые планы действий.
Но разом ничего не получится реализовать. Например, если не хватает акушеров – их нельзя найти за один день», - сообщил представитель Инспекции здравоохранения Айнар Чивч.
Самая тяжелая проблема связана с поиском медицинского персонала, его образованием и обучением. Эти вопросы в конце прошлой недели обсуждали в Министерстве здравоохранения, которое решило вместе с представителями от больниц и Ассоциации гинекологов работать над возможностью пересмотра зарплат специалистов. Чтобы у гинекологов и акушеров было желание работать не только в поликлиниках, но и в больницах.