Человек в новостных заголовках: эпидемиолог Сильвия Скубака и ее борьба с Covid-19

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

В этом году очень многое в нашей жизни определяет заболевание под названием Covid-19. Но кто эти люди, которые каждый день проводят с телефоном в руках, обзванивая десятки заболевших и терпеливо проводя «детективную» работу, чтобы по возможности ограничить распространение заразной болезни? Рассказываем об одной из них — эпидемиологе Центра профилактики и контроля заболеваний (ЦПКЗ) Сильвии Скубаке.

С Сильвией Скубакой Латвийское радио связалось солнечным утром рабочего дня, когда она в своем напряженном рабочем графике сумела высвободить немногим более десяти минут для телефонного разговора не с пациентом с Covid-19 или его контактным лицом, а с Латвийским радио, чтобы для стороннего наблюдателя приоткрыть дверь в сегодняшние рабочие будни эпидемиолога.

«Телефон все время занят, — рассказывает эпидемиолог, — Если, например, кому-то звоним, а он не отвечает, тут же звоним следующему. Потом предыдущий говорит: до вас невозможно дозвониться! Так и есть. Целый день на телефоне, все время в разговорах...»

Скубака больше не считает, скольким дозвонилась за день — на это нет времени. И рабочий день уже давно не с восьми до пяти.

«Мы все на работе уже до восьми и, конечно, после пяти домой еще никто не уходит. Потому что есть незавершенные дела, несознательные контактные лица, пациенты, которым не удалось дозвониться, семейные врачи. Конечно, интенсивность растет», — признает эпидемиолог.

Однако о напряженной работе она говорит с непоколебимым спокойствием, своим отношением временами очень напоминая своего публично более заметного коллегу Юрия Перевощикова, который с марта с завидным терпением регулярно рассказывает общественности о распространении  Covid-19 и разъясняет смысл ограничений.

Как они справляются с высокой интенсивностью работы, а иногда и с отрицанием на другом конце провода?  «Приходится справляться, — говорит Сильвия. — У нас много эпидемиологов с медицинским образованием, и это очень помогает. Мы всегда работали с заболевшими и их контактными лицами.

Справляемся, хоть это и не просто. Бывает, если человек выражает свой негатив, мы, конечно, пытаемся объяснить, что эта проблема не только у нас, это во всем мире так. Стараемся успокоить, что-то посоветовать».

В эпидемиологии Скубака работает уже более 20 лет и называет ее очень интересной и творческой сферой.

«Каждый день отличается. Я работаю в оперативном отделе, и это не плановая работа. Ежедневно регистрируются случаи инфекционных заболеваний, которые требуют эпидемиологического расследования», — отмечает она. Подобную детективную работу Скубака выполняет ежедневно на протяжении многих лет, только до сих пор она не привлекала столь пристального внимания общества.

«Инфекционных заболеваний, конечно, очень много — как воздушно-капельных, так и кишечных, например, известный всем сальмонеллез, рота— и норовирусы, гастроэнтериты, дифтерия, коклюш, которые регистрируются ежедневно», — перечислила эксперт ЦПКЗ. Но в этом году все другие инфекции затмил Covid-19, поэтому остальным эпидемиологи больше не могут уделять так много времени.

Если до Covid-19 мы работали достаточно спокойно, могли уделять больше времени учреждениям, больше консультировать их (например, когда есть случай заражения какой-то инфекцией в учебном заведении), то сейчас мы не можем себе этого позволить.

Сейчас и сами учреждения активно предоставляют нам информацию, принимают участие, выявляют контактных лиц. Сотрудничество с семейными врачами тоже стало другим: все передаем в электронном виде, больше нет такого, что мы звоним семейному врачу и  общаемся с ним напрямую. Потому что любой звонок, любой разговор занимает довольно много времени», — поясняет Скубака.

Отвечая на вопрос, помнит ли она момент, когда поняла, что с Covid все будет непросто, Скубака упомянула вечер в какой-то выходной день в марте.

«На тот момент еще не было ограничений на поездки, и в Латвию вернулся самолет из Барселоны. В нем было несколько зараженных. По-моему, мне нужно было поехать на работу в четыре часа дня, и вместе с коллегами мы должны были позвонить каждому пассажиру в самолете. Их было очень много», — вспоминает врач.

Летом, когда обстановка была поспокойнее, Скубака успела сходить в отпуск, о котором было заявлено еще в конце 2019 года. «Знаю, что коллегам, которые планировали отпуск на конец года, вряд ли удастся его использовать, потому что сейчас прирост достаточно велик. Конечно, мы все мобилизуемся, чтобы сделать все необходимое и вовремя выявить каждого», — сказала она.

Хотя сейчас людей, которым нужно позвонить, намного больше, чем весной, «руки не опускаются, потому что сейчас, я надеюсь, мы все еще контролируем ситуацию: мы можем идентифицировать контактных лиц и передать их семейным врачам для наблюдения». Очень помогает поддержка коллег, особенно в случаях, когда разговор идет трудно, человек не отзывчив и считает, что всё знает лучше экспертов.

«Такие люди всегда были и будут, но это их проблема. Нельзя же изменить человека», —  говорит Скубака.

Хотя таких случаев не много — несколько в неделю. Большинство же прислушивается, задают вопросы и их не надо особо убеждать в необходимости сотрудничества.

«Негатива много, я тоже на этой неделе чувствую напряжение, но мне кажется, что нужно думать о чем-то позитивном. Что это все же не будет длиться вечно. Никакая инфекция не вечна. Все наладится»,

— добавила эпидемиолог.

«Очень интересно, что теперь радость приносит свет и свежий воздух. Иногда ловлю себя на мысли, что не знаю, какая погода была сегодня: было солнце или нет? Потому что некогда посмотреть в окно. На выходных, конечно, радуемся, что можно выйти на улицу. Такие совсем простые вещи очень радуют», — объясняет Скубака, откуда брать энергию для такой работы.

«Сейчас, наверное, пришло время пересмотреть свои ценности. Радоваться, что сегодня солнечно, что можно выйти подышать свежим воздухом, что можно пройти какой-нибудь километр. Потому что, конечно, если говорим по телефону, то нехватка движения очень чувствуется. Радость доставляют очень простые вещи, которые раньше, по крайней мере, я совсем не ценила. Теперь я это очень, очень ценю», — признает специалист ЦПКЗ.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное