Том рассказал журналист, что долго не мог вернуть долг, его передали коллекторам, судебным исполнителям, но через несколько лет задолженность удалось погасить.
«Я всех, кого мог, нашел, связался, все привел в порядок и погасил. И сейчас мне вдруг приходит письмо от присяжных судебного исполнителя, что я не заплатил долг, который я на самом деле вернул примерно 6 лет назад», — говорит Том.
Байба Литвина, представитель Латвийского совета присяжных судебных исполнителей, рассказала: в таком случае надо обращаться в совет «с письменным заявлением, и выяснить, есть ли на него какое-то активное дело у судебного исполнителя, или нет. И тогда уже можно будет понять эту ситуации конкретнее. Поскольку такая ситуация, когда одновременно один и тот же долг взимает и судебный исполнитель, и коллекторская компания, невозможна».
У Тома попросили квитанцию, подтверждающую оплату долга — но ее уже давно нет. Он в недоумении — почему информация об возврате денег не приходит всем, у кого есть дело о неуплате.
В Совете судебных исполнителей поясняют: ни в коем случае нельзя покрывать один и тот же долг дважды.
«Если эта коллекторская компания передала дело судебным исполнителям, то взыскание делает только судебный исполнитель. Эта компания может продолжать связываться с должником, присылать напоминания, что надо заплатить», — пояснила Литвина.
В этом случае коллекторская фирма может только информировать должника о его обязательствах.
«Если он заплатил коллекторской фирме или кредиторам, которым должен, то судебного исполнителя вообще не должны были привлекать. При условии, что этот кредитор не обращался с документом к судебному исполнителю. Если кредитор обратился к судебному исполнителю с документом об исполнении, то взыскивать долг может только судебный исполнитель», — пояснила Литвина.
«Если должник напрямую заплатил коллекторам или кредиторам в тот момент, когда дело уже передали для взыскания судебному исполнителю, и об этом судебному исполнителю не сообщили ни кредитор, ни должник, то у судебного исполнителя такой информации нет», — пояснила представитель совета.
У судебных исполнителей есть своя информационная система, где есть все факты о находящихся в их ведении делах по взысканию долгов, у частных коллекторских фирм — свои базы данных. Однако существует порядок, согласно которому компания должна сообщать судебному исполнителю, что долг вернули.
Возможно, именно в этот момент и возникло недопонимание.
Тому посоветовали письменно обратиться к судебному исполнителю — или в совет — с просьбой выяснить, как произошла ошибка. Поскольку ясно: долг нельзя платить дважды.
«Это бюрократическая проблема, бездействие, скажем так», — считает Том.
Чтобы найти самые бюрократические процедуры, интернет-портал LSM.lv в сотрудничестве с LTV и Latvijas Radio призывает всех желающих присылать самые нелепые примеры требований чиновников, которые могут претендовать на приз «Бюрократизм года — 2020». Цель — обратить внимание общества на бессмысленные процедуры, от которых можно и нужно отказаться, сэкономив время и деньги — и самих налогоплательщиков, и учреждений.
О найденных в ходе конкурса бюрократических процедурах редакция сообщит в ответственные органы, призвав их упорядочить процессы, а о результатах будет сообщено в латвийских общественных масс-медиа.
Путем голосования мы выявим самое бюрократическое учреждение и процедуру в Латвии. Им и достанется антипремия «Бюрократизм года — 2020».
Номинируйте самые бессмысленные, на ваш взгляд, требования чиновников (можно подавать заявки в нескольких категориях).