Александр: Я — Александр Максимов, отец, слева моя жена Диана, справа дочь Рута. С нами нет Рената, который учится в данный момент, а два наших маленьких четырехлетних сына сейчас в садике. Они не дали бы нам поговорить, если бы были тут. Я работаю водителем-экспедитором, развожу краславское пиво. Занимаюсь также фотографией, хотя в последнее время немного отложил, плюс в свободное время увлекаюсь программированием.
Диана: Я работаю в библиотеке. В данный момент мы все работаем удаленно. Очень тяжело, конечно, не видеть массы читателей. Мои увлечения — всего понемножку, все они связаны больше с домом. Когда не было пандемии, участвовала в художественной самодеятельности — я пою в женском ансамбле «Ноктюрн» здесь, в Краславе. Сейчас это тоже есть, но очень-очень мало, уже два года мы вообще нигде не выступали. Кроме того, что ограничения везде, с маленькими детьми все гораздо сложнее делать, поэтому на какое-то время это все тоже ушло на второй план.
Рута: Я работала в торговле в Риге, живу самостоятельно уже. В свободное время занимаюсь тоже всем понемногу, пока, можно сказать, больше в себя вкладываю — спортом стараюсь заниматься, читаю. Стараюсь по возможности к родителям приезжать как можно чаще, помогать. Сейчас работы месяц нету, поэтому я здесь.
- Рута, часто ли удается выбираться в родную Краславу? А то обычно, как я знаю от знакомых, когда уезжают в Ригу работать или учиться, со временем все реже и реже возвращаются.
Рута: Получается достаточно регулярно. Наверное, самое долгое, сколько я не приезжала, было 3 недели. Обычно раз в две, раз в три недели приезжаю. Малыши ждут.
«Думали что будет двое, а получилось четверо»
- Вы сказали, самым младшим 4 года, а сколько остальным?
- Ренату 16 лет, а Руте — 22.
- Вы думали, что у вас будет такая большая семья? Ведь не все решаются и на двоих детей.
Александр: Мы думали вначале, что будет двое детей, потом думали, что будет трое. Но все-таки получилось четверо. Теперь больше не думаем.
Диана: Когда они уже родились, Саша сказал: «Если бы это были первые дети, то это была бы большая подстава». А так как опыт уже был, поэтому все это уже немного по-другому воспринималось.
- Старшие дети в семье помощники или все же у каждого своя жизнь?
Диана: У нас на самом деле Ренат, наверное, даже больше помощник, чем Рута, потому что она на тот момент, когда у нас родились мальчишки, училась уже в Даугавпилсе, заканчивала гимназию там, а не в Краславе. То есть она уже тогда приезжала только на выходные, неделю ее не было. А Ренат был рядом, под боком, хотя ему на тот момент было 12 лет. Но и тогда, и сейчас он, несомненно помощник в плане каких-то хозяйственных дел. Даже вот элементарно — чисто физически выйти в двумя детьми на улицу было проблематично, поэтому я без него не выходила. Он приходил со школы, помогал мне выйти с малышами на улицу. Они в садик их водил, и в магазин ходил, такие чисто практические вещи.
- У вас возникало когда-нибудь беспокойство, что старшим не хватает заботы и ласки, любви, чтобы они не остались как бы на втором плане? Все-таки когда появляется младенец, все внимание на него, а тут их двое.
Александр: Да вроде нет. Ренат — может быть. Хотя он, может, даже был и доволен, что его лишний раз не трогают.
Рута: Когда они родились, мне уже было 18 лет, а в эти годы дети — уже понятное дело. Когда я была маленькая, и родился Ренат, тогда у меня скорее всего была какая-то ревность, мне лет 5-6 было. А сейчас маленькие они — так понятно, что все внимание им. Да и нам спокойнее с Ренатом, нас меньше трогают.
Диана: Кстати, Ренат, когда братья родились, очень повзрослел. Он был такой очень-очень мамин, а когда мальчишки родились, он как-то так постепенно-постепенно… Во всяком случае, наше окружение, родственники, бабушки, очень все заметили тот момент, когда родились малыши, Ренат повзрослел.
Дети сближают
- Это такое внутреннее ощущение, что теперь вы теперь большая семья, многодетная — оно как-то поменялось? С одной стороны, вот семья уже — двое детей, уже взрослых, и тут такое удвоение...
Диана: Мы тоже, вообще-то, из больших семей. У меня две сестры еще, и у Саши брат и сестра, то есть по три ребенка в одной и во второй семье. И наши все смеялись... Когда дети маленькие, то семьи — бабушки, дедушки — как-то все же чаще встречаются. А когда дети начинают вырастать, у них какие-то свои дела, друзья, то и общение между взрослыми происходит намного меньше. А тут наши все смеялись, что у нас дети — миротворцы, они опять как-то семьи соединили, т. е. опять все стали приезжать в гости, даже двоюродные сестры, братья. Раньше уже было — раз в год где-то там встретимся и хорошо, а тут опять всем захотелось общаться.
- Вопрос Руте: насколько удается наладить контакт с братьями?
Рута: С маленькими это уже скорее не отношения сестры и братьев, как было с Ренатом... Все-таки когда мы росли, пять лет — не такая большая разница, есть что-то общее, а тут иначе. Они всегда ждут, они со мной могут остаться, поехать куда угодно, и мне не страшно с ними куда-то пойти, потому что я знаю, что да как. Это не такие отношения, когда мы там ссоримся или выясняем отношения, делим конфеты. Такого нет, как было в моем детстве, ссор, детских обид. Сейчас это просто большая взаимная любовь.
Диана: Мне не страшно с самого рождения было оставлять их двоих с ней одной. Она все умела — и переодеть памперс, и покормить, и посидеть с ними, чтобы они не капризничали. И до сих пор это не страшно. Если мне что-то надо, то, естественно, родители наши уже в возрасте, и они с малышами так уже не помогают, как со старшими детьми. А Рута смелая.
Александр: Бабушка нам сказала прямо, что сидеть с малышами не будет, потому что она не выдержит такого напряжения. [...] До рождения детей я всегда старался спать 8 часов в сутки. А после рождения понял, что мне хватает 6-7 часов, оказывается. 7 часов — это вообще прекрасно, как нормальному человеку 10 часов поспать. После рождения семья больше развиваться стала. Когда [старшие] дети начали вырастать, мы начали расслабляться. А за последние 4 года довольно много достигли.
Диана: Ренат уже вот в техникуме учится, на 1-м курсе. Он закончил 9 классов и пошел учиться в филиал Рижского техникума на компьютерщика.
- Как удалось адаптироваться к первой волне «удалёнки», когда больше времени потребовалось находиться дома, и дом стал не просто местом для отдыха и общения, но и местом работы и учебы?
Александр: Мы как работали, так и работали. А сын сказал, что ему, наоборот, лучше. Он бы вообще с удовольствием никуда бы не ходил, в школу. Можно же не снимать пижаму целый месяц, только если в магазин куда-то выйти.
Диана: Да, было бы смешно, если бы не было так грустно, на самом деле. Мы, как родители, все равно передвигались, были на работе. Библиотека полностью закрылась в первый раз только сейчас, когда был локдаун, и мы работали удаленно, какие-то консультации по телефону давали. А тогда мы ограниченное количество людей, но принимали. Я была на работе, муж на работе, дети в садике, Ренат был один дома, т. е. предоставлен сам себе. И ему это понравилось, наверное. Хотя нам, родителям, кажется, что вот такой возраст — 16 лет: надо же встречаться, влюбляться, дни рождения отмечать, а тут всего этого нет. И он… да и не только он один... дети этого не хотят, они не знают, что это такое.
Рута: Я его тоже об этом спрашивала, и он сказал «мы общаемся только по интернету».
- Я так понимаю, более-менее семье удается часто всем вместе собираться. Есть ли какие-то особые дни, даты, праздники, когда вы все обязательно собираетесь? Это в первую очередь, конечно. Руты касается.
Рута: Я на праздники стараюсь приезжать. На Рождество, Пасху, Лиго. В последние годы было так, что я больше с друзьями отмечала Лиго, это прямо не такой семейный праздник. Но вот кроме дней рождения это Рождество, Пасха. Последние года четыре я на Рождество — с родителями, а на Новый год — сама, куда-то уезжала. Потому малыши же спать идут, никакой «движухи» не происходит.
«Полиция на нас смотрела косо»
- Понятно, что у каждого ребенка свой характер, это видно и в восприятии окружающего мира, и в целом по поведению. Насколько легко подстроиться под характер первого, второго, третьего, четвертого, чтобы все остались довольны?
Диана: К примеру, ситуация такая: выходные, все хотят поспать, правильно? Кто сказал, что малыши спят долго? Естественно, время перевели, и те уже в полседьмого на ногах. Мама ходит, закрывает двери, чтобы все остальные могли поспать, а я с ними читаю, что-то делаю, ждем, пока все остальные проснутся. Естественно, большим хочется дольше поспать.
- То есть это опять, же, ритм, завязанный на младших?
Диана: Понятно, что мы все под них подстраиваемся. Я так точно. Ренат может спать при открытых дверях, они все равно будут ходить взад-вперед. Все дело в привычке, наверное.
- Это такая неизбежная ситуация, когда так много людей с разными характерами, то тут надо подстраиваться под всех, ну и наверняка ждете, с другой стороны, чтобы и под вас подстраивались?
Диана: Пока это все зависит от малышей. Большие дети все понимают, во всяком случае, Рута. Приходят на помощь. Сложно, конечно, когда много людей, у каждого свои интересы, свои запросы. Хочется никого не обидеть. Да, устаешь от этого, но время идет, они подрастут и поумнеют.
- Для Латвии трое детей — это уже большая семья, и в целом, редкость. Замечали ли вы когда-нибудь, например, когда все вместе ходили на прогулку, реакцию людей на вас, привлекали их внимание, что не просто родители с ребенком идут, а целая банда?
Александр: Как-то тут было на днях. Полиция на нас косо смотрела: ведь полная машина людей, больше двух человек!
Один раз, когда я с малышами гулял, они спали в коляске такой двойной, еще маленькие были, и пожарная машина мимо ехала. Они издалека увидели, что я иду с детьми, и выключили сирену.
Повернули, метров сто отъехали и опять включили. Нас знали, что есть такие мы, с близнецами.
Диана: Мне кажется, что это в Риге, в больших городах как-то такое явление обычное, не обращают внимания. А в маленьком городе, где люди знают все друг друга, это такое событие! Всем было интересно, всем хочется посмотреть — как это два? Тем более, что не в 20 лет они у нас родились. То есть уже это какое-то сформировавшееся мнение о семье было, и вдруг тут у нас эта двойня появляется.
Тротуары узкие, коляска двойная, широкая, а не «паровозиком» — естественно нас, все пропускали, если шли навстречу.
«Мы не зависим от локдаунов»
- Когда люди говорят, что боятся заводить ребенка, не говоря уже о третьем, четвертом или больше, часто упоминают материальный, финансовый вопрос. Насколько вы задумывались об этом, будет ли это проблемой — воспитать, вырастить, накормить, обуть, одеть?
Александр: Были бы дети, а деньги подтянутся. Все равно, когда есть дети, деньги сами как-то приходят.
Диана: Бог дает ребенка, дает и на ребенка. Таких прямо чтобы трудностей совсем не было. Естественно, где-то как-то что-то чувствуется. Ну, себе там что-то не купишь.
Александр: Иногда приходится поэкономить, особенно, если зарплата немножко падает. Но так, чтобы мы на еде или одежде экономили, такого никогда не было. На чем-то другом — да. Какие-то дорогие удовольствия, или там свои «хотелки» откладывали.
Диана: Движение — это жизнь. А с появлением детей в семье «движухи» в нашей жизни стало намного больше, лет на 10 вперед еще обеспечили себя движением. Просто мы живем, просто такая семья, живем сегодняшним днем.
Александр: У нас есть свой такой маленький мир. Мы не зависим от локдаунов, политического положения, мы подстроимся. Вы там делайте, что хотите, а у нас будет все хорошо всегда.