Гид Русского вещания LTV7 по подземным лабиринтам — Гунар Намниекс — в 70-е годы руководил строительными работами этого мед учреждения.
Подземная больница, рассчитанная на случай химической или радиационной атаки, был готова еще до наземной.
«Тут под потолком система водоснабжения. Это бойлеры — они были наполнены водой, и сейчас наполнены. Неделю можно было прожить в автономном режиме», —- рассказывает Намниекс.
Электроэнергию в подземном комплексе вырабатывает дизельный генератор. К нем же подключено освещение, вентиляция, насосы откачки канализации туалетов и т.п.
В каждой палате было по 50-60 двухъярусных кроватей. Операционная — точно такая же, как в обычной больнице.
«Есть и аварийный выход из подземного комплекса — продолжение до патологического центра», — показывает Намниекс.
С замиранием сердца входит в подземную больницу и Василий Васильев. Бывший начальник штаба гражданской обороны, в ведении которого находился этот бункер.
«Данное защитное сооружение имеет двойное назначение — для массового укрытия людей и для нетранспортабельных больных», — пояснил Васильев.
По его слова, прямой связи с ЦК Латвии и тем более с Кремлем тут не было. Это миф.
«У меня был специальный каталог телефонов, кому я мог позвонить — и председателю райисполкома, в штаб гражданской обороны. (..) К моему удивлению, телефон в рабочем состоянии. Я даже помню номер — 536449», — говорит Васильев.
Реальные пациенты в подземную больницу так и не попали. Но люди здесь жили. Колхозники.
«Мы из сельских районов три года подряд приглашали сюда людей, которые нам помогали. Они размещались здесь. Палаты были обустроены, двухъярусные кровати. Люди жили неделю и выполняли аварийно-восстановительные работы. А по сути, приводили в порядок «Гайльэзерс»», — рассказал Васильев.
Глубина бункера — 6 метров. Толщина стен — 60 сантиметров. Мощные двери должны были защитить от взрывной волны в случае войны. Идеальное место для музея или квеста, но денег на это у больницы нет. Так что теперь тут хранилище для документов, подлежащих уничтожению.
«Эти помещения решили задействовать, потому что появилось много документов краткосрочного хранения, которые надо было где-то обрабатывать. Которые мы принимали из отделений», — отметила замглавы отдела делопроизводства по делам архивов Валентина Кротова.
Василий решается на небольшой эксперимент. Вопреки всему, системы подземной больницы по-прежнему в рабочем состоянии.