Сандис Жебекс купил в Англии машину, которую собирался перестроить в Латвии. Однако планы поменялись, и на таком автомобиле он отъездил по латвийским дорогам восемь месяцев. По его словам, самое сложное при управлении таким автомобилем в нашей стране – маневры обгона. Надо понимать, что и как делать, держать дистанцию, обеспечивая хорошую видимость, а затем выполнить быстрый и точный маневр.
«Думаю, каждому надо просто оценить, может ли он ехать на такой машине или нет. Ситуация на улицах такова, что некоторые итак не могут ни нормально обогнать, ни влиться в поток», - говорит Сандис, который на уровне хобби увлекается автоспортом.
Однако уже с 1 января любой, кто, например, купил машину в Англии, сможет зарегистрировать ее и в Латвии. Даже несмотря на то, что руль находится справа. Руководитель ответственной за это парламентской комиссии Роман Наудиньш отмечает, что это предложение не было придумано в Латвии.
«Этот вопрос стал актуален после нескольких вердиктов судов Евросоюза. Соответствующим образом приспособить свое законодательство должна и Латвия, чтобы не столкнуться с правовыми последствиями, чтобы нам не пришлось платить компенсации или проиграть судебные иски, а потом платить за них», - сказал Наудиньш.
Однако автоэксперт Паулс Тимротс признает – мысль, что такие машины скоро смогут передвигаться по латвийским дорогам, его немного пугает. Да и сам он увидел много проблем, попробовав поездить на такой машине по Латвии.
«Это чертовски страшно. Тебе надо взять какой-нибудь перископ или еще что-либо, чтобы вообще кого-то обогнать. Видимость – это самое ужасное. Везде – при парковке, при выезде со стоянки, при езде на большой скорости, везде», - говорит Тимротс.
Он также указал, что на узких дорогах или стоянках на такой машине довольно сложно с кем-то разъехаться, поскольку едущего навстречу водителя не всегда видно.
«Куда смотреть? На дороге иногда все решают доли секунды. А ты ищешь зрительный контакт с приведением, которого там нет. И люди сидят не там, где ты ждешь», - отметил Тимротс.
«И пока до тебя дойдет, что та бабуля с котом в мешке машиной не управляет, а сидит на пассажирском кресле, может возникнуть крайне неприятная ситуация», - признал Тимротс.
Впрочем,
колесить по Латвии на любой праворульной машине будет нельзя.
По словам директора департамента автосообщения Министерства сообщения Таливалдиса Вецтиранса, Латвия в этом вопросе намерена пойти по стопам Литвы. Если Сейм утвердит это предложение,
зарегистрировать в Латвии можно будет только автомобили, прошедшие ряд улучшений.
«В таких машинах надо переделать фары, потому что меняется освещение, перестроить зеркала заднего вида, поскольку справа оно меньшего размера, чем слева. То же самое касается противотуманных фар. И с левой стороны надо установить камеру с монитором, чтобы видеть, что творится спереди с левой стороны», - пояснил Вецтиранс.
Точных данных, сколько латвийцев живут в Великобритании, нет. Но известно, что их там – большое число. А поскольку автомобили в Соединенном Королевстве стоят ощутимо дешевле, чем в Латвии, ожидается, что после принятия поправок таких машин на наших дорогах действительно станет больше.
«Латыш, будучи практичным и бережливым человеком, не будет думать о трудностях вождения. Я куплю, потом все наладится. Только другие не умеют ездить, а у меня получится. И ясно, что таких автомобилей может стать больше, поскольку во всей Европе единые правила, которые позволяют ездить на таких машинах.
Но какому испанцу или немцу придет в голову купить эту неудобную машину? Никто этого делать не будет. Но у нас, а еще в Литве или Польше, эта культура экономии крайне развита», - признал Тимротс.
О том, как именно придется улучшать «англичан», можно будет узнать лишь после финального голосования в парламенте. Но и сейчас ясно, что владельцам таких машин придется соблюдать особую осторожность. Не зря же в Англии и Латвии не только руль располагается с разных сторон; в каждом из этих государств надо ехать по противоположной стороне дороги.