Латвийская ассоциация иммунологов пока избегает комментировать жалобы пациенток на странные, не соответствующие специализации доктора манипуляции, возможно, выполненные коллегой Евгением Никифоренко, а глава аттестационной комиссии ассоциации Инта Яуналксне призналась, что не хотела об этом говорить. Как и в Латвийском обществе врачей, в ассоциации иммунологов заявили, что ожидают расследования правоохранительных органов.
На вопрос о праве пациентов чувствовать себя в безопасности в кабинете врача и возможности решения подобных вопросов Яуналксне ответила: «Пациент может пожаловаться, в первую очередь следует обратиться в юридические организации, а у нас нет ни одного заявления. Ситуации очень разные. Я тоже понимаю пациентов и этот аспект, но... вы понимаете, что жизнь есть жизнь, и, конечно, есть разные варианты».
Большинство женщин, переживших печальный опыт в кабинете иммунолога, рассказывают о событиях 10-15-летней давности — а подтверждающие их встречу с Никифоренко документы следует искать в архивах. Но одна из пациенток, которая обратилась к Никифоренко примерно в 2007 году (тогда ей было всего 19 лет), заявила, что после «обследований, больше напоминающих массаж гениталий», врач не выдал на руки никаких бумаг.
Лаума за два года посетила Никифоренко не менее 20 раз. Как и другие женщины, она не хочет публично рассказывать о пережитом, поэтому ее имя изменено. В 2008 году Лауме было 24 года. Хотя действия Никифоренко вызвали отвращение, она позволяла их, потому что верила во врача — к иммунологу ей посоветовал обратиться гинеколог.
«Каждое второе или третье посещение было на кушетке, когда он осматривал меня как гинеколог. Он сказал мне, что нужно взять анализ. В том кабинете он говорил: тебе придется полностью раздеться, я возьму анализ[...]. Двумя пальцами делал ритмичные движения в половых органах, что было для меня очень неприятно, отвратительно и болезненно. В то время я не понимала, была молодая, доверяла этому врачу, думала, что он знает, что делает [...]. В один из визитов он сказал встать на четвереньки, вставил палец в задний проход [...]», — вспоминает Лаума.
Во время одного из посещений иммунолог заявил Лауме, что у нее положительный анализ на уреаплазму. После курса лечения Никифоренко также пригласил супруга женщины на обследование. В этих документах имя врача не фигурирует.
Хотя большинство женщин рассказали о сравнительно давних событиях, заместитель начальника Рижского регионального управления Государственной полиции Юрис Стальгевич отметил, что у полиции есть способы узнать правду, например, с помощью судебно-психиатрических экспертиз, проверок на полиграфе.
«В этом случае я бы посоветовал вам не считать года после прошедшего — пять, десять или, может быть, даже больше. Я все равно призываю связаться с полицией, не будет такого, что мы ничего не предпримем, увидев, сколько времени прошло с тех пор», — заявил он.
Как сообщал Rus.LSM.lv, ранее несколько женщин обвинили иммунолога Евгения Никифоренко в совершении манипуляций, которые не соответствуют его специализации, а также обратились в полицию и другие контролирующие ведомства с заявлениями о пережитом сексуальном насилии. Полиция возбудила уголовное дело в 2009 году, позже прекратила, а прокуратура отклонила жалобы женщин. Однако после расследования, опубликованного в подкасте Латвийского Радио и Re: Baltica Dokumentārijs генеральный прокурор Юрис Стуканс решил пересмотреть дело, запросив все его материалы для принятия решения о расследовании и дальнейших действиях.
«Генеральный прокурор запросил все материалы конкретного дела, чтобы принять решение по поводу проверки и дальнейших действий. В данный момент, пока все материалы дела не собраны, говорить о дальнейших шагах, которые можно было бы предпринять, слишком рано», — заявила ранее представитель генпрокурора Айга Эйдука.
Кроме того, после публикации к журналистам обратились и женщины, пережившие в кабинете Никифоренко схожий опыт. Минимум двое, узнав, что расследование закончилось ничем, и врач продолжает практиковать, обратились в полицию. Еще несколько обвиняют специалиста том, что он их сексуально использовал.
Женщины рассказывают свои истории. Одну он заставил раздеться и лечь на живот на кушетку, чтобы проверить вены — и долго гладил ноги. Другая пережила проверку груди — она длилась минимум пять минут. Три женщины рассказывают о гинекологических исследованиях, во время которых положение пальцев врача и их движение вызывали сомнения по поводу необходимости таких манипуляций.
Правление Латвийского общества врачей обсуждало ситуацию 14 декабря. Вице-президент Марис Плявиньш подчеркнул: надо учитывать презумпцию невиновности — и, пока вина иммунолога не доказана, общество не может остановить действие сертификата или аннулировать его.
Латвийская ассоциация иммунологов на прошлой неделе не отозвалась на призыв оценить работу Никифоренко. Сам Никифоренко говорит, что у него нет времени «на эти слухи», и бросает трубку.
В интервью Латвийскому Радио бывший министр здравоохранения Анда Чакша, которая работает в комиссии Сейма по вопросам здоровья, сказала, что в Латвии женщины часто скрывают такие случаи, потому что чувствуют себя виноватыми. Также отсутствует доверие и к надзорным органам.
«В случае, когда происходят сексуальные действия, которые по сути могут быть приравнены к изнасилованию, от потерпевшего требуется много сил, чтобы пойти и рассказать про это. И в ответ нужна большая толерантность. Если полиции кажется, что «мало заявлений» — это хорошо, то придется огорчить — это свидетельствует о том, что к полиции нет доверия, что с этим разберутся. К сожалению, здесь речь не только о полиции, но и о профессиональных организациях, где эти вопросы не умеют профессионально решать. Потому что есть ощущение, что это попытка защитить не потерпевшего, а того, кто, возможно, на самом деле виноват».
Инспекция здравоохранения уничтожила материалы проверки деятельности врача-иммунолога Евгения Никифоренко, проведенной 12 лет назад.