Работодатели хотят уровнять систему оплаты больничных с эстонским вариантом, где первые три дня работник болеет за свой счет, с 4 по 8 лист оплачивает работодатель, а с 9-го - государство, рассказал в программе Лейшкалнс.
«Если смотреть по балтийским странам, самый выгодный вариант в Литве, где работодатель оплачивает два первых дня, потом бремя выплат берет на себя соцстрахование. Это самый выгодный, но не реальный вариант, он слишком «резкий» для нас. Мы, напомню, оплачиваем со 2-го по 9 день».
Неоплачиваемые первые три дня «резко меняют» мышление работника, отметил он:
«В Эстонии был проведен эксперимент: во время Covid-19 ввели вариант как у нас, а в июле его отменили, вернулись к старой системе. Оказалось, число больничных упало на 30%, что сэкономило около 100 млн. То есть когда работник осознает, что зарплата будет меньше — то больше думает о целесообразности больничного. Но самое важное, что люди будут больше приходить на работу, давать более высокий ВВП, с которого можно платить более высокие зарплаты, в том числе и госсекторе», - считает он.
Глава Латвийского союза свободных профсоюзов Эгилс Балдзенс парировал, что эстонская схема оплаты листов нетрудоспособности хороша, однако ввиду разного налогообложения, нельзя вводить систему так слепо, учитывая, что у стран разный процент отчисления в систему здравоохранения.
В свою очередь семейный врач Евгений Бондин поделился наблюдением:
«Общая тенденция, например по ОРЗ, такова, что чаще всего наши люди стараются наоборот не выходить на больничный. И часто задают вопрос – когда я могу выйти на работу, даже будучи больным?
Если мы говорим про спор об отучении людей брать больничные — это не совсем этично с точки зрения здоровья. Уже сейчас, имея оплату больничного со второго дня, люди часто говорят, что им не выгодно болеть, поэтому они приходят на работу не выздоровевшими», - отметил он, добавив, что если от коллеги заразится весь коллектив, то эффективность работы во всем предприятии явно снизится.
Он отметил, что в каждой практике есть свои «черный» список пациентов, которые «хотят» болеть:
«И врач знает о них и необоснованно не выписывает больничный, если видит, что человек постоянно просит, тогда для нового листа нужна объективная причина. Вернемся к другой вещи: если человек желает болеть, то возможно это связано с тем, что он работает больше чем может. На двух-трех работах. Что ничего хорошего не несет».
Он сослался на опыт других стран, где практикуется договорённость сторон, когда работник, не посещая семейного врача может взять выходной с согласия своего работодателя.
«Это еще одна альтернатива, когда работодатель верит своему работнику. Чаще всего я вижу, что многие не доверяют свои сотрудникам. Например, человек болеет выходные дни, и хотел был в понедельник отлежаться – и нам приходится открывать больничный на один или два дня и он, не до конца выздоровевший, идет на работу».
Как сообщал Rus.LSM.lv, накануне Каспар Горкш заявил, что порядок оплаты листов временной нетрудоспособности в Латвии снижает конкурентоспособность работодателей, поэтому они призывают политиков изменить его таким образом, чтобы трудящиеся реже желали брать больничные и быстрее возвращались к работе после болезни.