…На путях стояла одинокая цистерна. Учебная — об этом сообщала надпись на борту. К ней направилась группа железнодорожников — один из них «поколдовал» с люками и снизу хлынул «бензол». На самом деле чистая вода, но вначале ощутимо чувствовался довольно сильный запах нефтепродуктов — что-то там добавлено было для достоверности. Тем временем другие сотрудники Latvijas dzelzceļš разводили костер. Точней, огородили около путей два участка и что-то там поочередно запалили. Полыхало ярко, с клубами густого черного дыма. Потому что настоящий легковоспламеняющийся бензол горит сильно коптящим пламенем.
Подоспели пожарные. И залили всё водой. Причем хлестала вода так, чтобы охлаждать раскаленную цистерну. А вот и пожарный спецпоезд прибыл. Вокруг зараженной территории установили таблички «ОТРАВЛЕНО». Цистерна снова дала течь… В ход опять пошла вода, а потом и пена. И — надо ведь было ликвидировать ядовитое загрязнение. Настал черед действовать пожарным в спецкостюмах полной химической защиты — почти скафандрах жизнерадостного желтого цвета. Они и убрали «химическое загрязнение».
«Такие учения мы проводим раз в два года. На этот раз мы имитировали, что в результате взрыва в нескольких местах цистерны появились трещины, из которых стал вытекать опасный химический груз — бензол. Вы наблюдали практическую часть учений, до этого прошла теоретическая — ведь это комплексные учения, привлечены не только разные подразделения Latvijas dzelzceļš (LDz), но и ГПСС. В любой катастрофе очень важно время реагирования — чем быстрей, тем меньше последствий. В этот раз у нас было намеренное осложнение сценария возгоранием и взрывом. То есть сперва надо было тушить пожар, и только затем локализовать и ликвидировать утечку опасного вещества», — рассказал руководитель отдела гражданской обороны и пожарной безопасности LDz Николай Коптелов.
«Легенда» учений каждый раз меняется. К примеру, в прошлый раз во время учений в Лиепае отрабатывалась нештатная ситуация в порту.
«А осенью прошлого года мы имитировали сход, крушение вагона. Реально вагон был опрокинут набок, поднимали его железнодорожным краном», — добавил Николай Коптелов.
«По прибытии на место происшествия надо установить, утечка какого вещества произошла, какие меры безопасности надо принимать в данном случае. Затем начинаются работы по пожаротушению и только потом — ликвидация последствий утечки. Пожаротушение у нас идет лучше — мы им чаще занимаемся. А вот утечка химических веществ или химические аварии происходят, по счастью, реже. Так что подобные учения — великолепная возможность проверить свои знания и в очередной раз потренироваться. Конечно, на учениях волнения меньше, чем во время реальных происшествий — ведь к ситуациям на учениях мы готовимся, и какая-то начальная информация у нас есть. Был бы тут настоящий бензол, переполоха было бы больше. Но всё равно пожарным надо всегда работать на 100%, на учениях тоже», — сказал командир 1-й части Лиепайской бригады Курземского региона ГПСС Янис Пошейко.
Пока мы говорили, «желтые человечки», успешно завершив работу, проходили через специальную мобильную дезинфекционную кабинку-палатку. Янис Пошейко пояснил, что это костюмы максимальной химической защиты. Прохождение через кабинку нужно, чтобы очистить их от опасных химических веществ, после выхода из «чистилища» проходит проверка, и только потом спасатели могут снимать «скафандры».
В учениях приняли участие представители LDz, ГПСС, LDz Cargo, LDz apsardze, Государственной службы окружающей среды и полиции самоуправления.