Договор о правовой помощи между Латвией и Россией в гражданских, семейных и уголовных делах вступил в силу практически 30 лет назад, 29 марта 1995 года. Как отметили в Сейме, причина, почему Латвия приняла решение расторгнуть договор о сотрудничестве в одностороннем порядке — проводимые Россией военные действия против Украины.
Кроме того, как указал глава комиссии Сейма по иностранным делам Рихард Колс, соглашение уже давно перестало соответствовать сегодняшнему времени и противоречит тем обязательствам, которые Латвия взяла на себя при вступлении в Евросоюз, который рекомендует отказаться от такого рода соглашений.
В парламентской Комиссии по иностранным делам представители Министерства внутренних дел (МВД) отметили, что денонсация договора о правовой помощи с Россией — это вопрос политического, а не юридического характера.
В дальнейшем правовое сотрудничество между странами не прекратится, но будет осуществляться в рамках международных договоров, рассказал адвокат, партнер международного адвокатского бюро Njord Дмитрий Николаенко.
«Договор теряет силу, когда одна из сторон сообщает другой стороне об этом. Сейчас, я так понимаю, это будет провозглашено, Латвия сообщит России о денонсации, через полгода он утратит силу. Многое зависит от того, участником каких конвенций является Россия. В отношении уголовного права довольно много международных документов, где участвует и РФ, поэтому этот аспект регулируется достаточно хорошо. Что касается гражданских – там могут быть вопросы, потому что Латвия основывается на европейских регулах, которые никакого отношения к России не имеют».
Правовая помощь между странами касалась всего, что связано с процессуальными действиями по уголовным делам, в частности, с передачей доказательств, осуществлением уголовного преследования, выдачей лиц, совершивших преступления, а также исполнением судебных решений по гражданским делам. Договор также применяется в вопросах защиты прав детей, например, признания судебных решений по делам о взыскании алиментов.
Адвокат Дмитрий Николаенко отметил, что регулярно соглашение между странами применяли в своей работе правоохранительные органы:
«Отмена договора, с моей точки зрения, принесет больше проблем для тех органов, которые этот закон использовали в повседневной деятельности – прокуратура и Минюст. Отмена принесет проблемы в вопросах выдачи лиц, получения доказательств».
Напрямую частных лиц денонсация договора не коснется — только если это не решение суда, которое нужно исполнять. Например, взыскание алиментов по суду.
«Если человек получал наследство в одной из стран, ему не нужно было оформлять через государственные органы своей страны какие-то запросы. И сейчас это положение остается. Когда частное лицо осуществляет юридические действия в другой стране, оно на этот договор не опирается. Вот когда необходимы действия со стороны госорганов — например, необходимо исполнять решение суда, запрашивать документы, то закон помогал это осуществлять».
В дальнейшем правовое сотрудничество по уголовным делам будет осуществляться в рамках Конвенции Совета Европы от 20 апреля 1959 года о взаимной помощи по уголовным делам, а по гражданским делам — в соответствии с Гаагскими конвенциями, которые регулируют правовое сотрудничество в этой сфере.