Плотничество — это с детства
«Бытует миф, что в деревне все плохо, но на самом деле у нас много крестьян вокруг, есть разные производства, небольшой бизнес. Живя в городе, мы, проезжая по шоссе, думали: такая глушь, ну что в этом Ване может быть? Так и чужакам кажется, мол, ну что в этом Ване может быть? А мы смеемся, что мебель отсюда путешествует даже в Новую Зеландию», - рассказывает Айга.
Мебель, которая отправляется в Новую Зеландию и не только, производит муж Айги – Айгарс. Оба — бывшие рижане, решившие изменить свою жизнь, перебраться в деревню и начать свой бизнес.
С плотничеством и производством мебели Айгар связан с детства. Этим он занимался с отцом. В свое время они с папой сделали целую секцию для гостиной, но образование в этой сфере Айгар не получал.
«Я инженер-электромеханик. Поработал в разных сферах, но снова вернулся к мебели. Если есть к этому интерес, ты просто делаешь и видишь, что происходит, учишься», - поделился Айгар.
Со временем он открыл собственное предприятие. Начинал сам, но позже нанял работников, а также привлек к бизнесу Айгу.
«Мне сложно и мебель производить, и с клиентами параллельно общаться. Потому решил привлечь к этой работе Айгу. Постепенно научил ее, как рисовать на компьютере, как проектировать», - говорит Айгар.
Низшая точка
Айга по образованию кондитер. Работала в ресторанах Vincents и Čarlstons, а также в гостинице Hotel Roma.
«Да, для меня эти торты закончились, когда муж открыл фирму. Просто кто-то должен был начать работать с клиентами. В 25 лет сменить сферу деятельности легко, стала учиться проектированию. Это дало мне хорошую базу. Ведь главное правильно и эргономично спроектировать, чтобы человеку было удобно», - говорит Айга.
Конечно, путь предпринимателей не всегда был ровным. Не обошлось и без неудач. Самой большой и дорогой из них стало открытие собственного магазина в Салдусе. Он продержался на рынке полтора года.
«Сильнее всего по мебельщикам ударил кризис 2008 года. Когда у тебя производство, работники, всем зарплаты надо платить, налоги… Пришлось всех уволить. Остались с мужем вдвоем, упали в низшую точку и затем стали медленно оттуда выбираться, ведь надо было банку платить. Ну, ужасно было. Немного папа помог. Потом у крестьян появились деньги, пошли от них какие-то заказы. Это был полнейший режим выживания», - вспоминает Айга.
Она отметила: хотя все уже осталось позади, то время они никогда не забудут. Это послужило уроком.
Деревня постепенно затянула
Восемнадцать лет назад Битманисы купили домик в Ванской волости Тукумского края, куда ездили на выходных, чтобы поработать на природе, сходить в баньку и набраться сил для жизни в Риге.
«Со временем этот дом нас затянул. Так мы и решили перебраться сюда жить. Мы тут живем уже четыре года. Мне нравится простор. Вставили большие панорамные окна, чтобы видеть, как природа входит в комнату», - говорит Айга.
Айгар отказался от производств в Риге и Броцены, создав небольшую деревообрабатывающую мастерскую у себя дома. Он производит на экспорт мебель и деревянные поддоны Bitman Wood. Самая популярная мебель – секретер; книжная полка с опускающейся столешницей, которую можно использовать в качестве рабочего стола, которая занимает мало места.
Айга же сперва шила скатерти, а сейчас проводит мастер-классы по выпечке хлеба и кренделей.
«Главной мыслью было, что я не хочу ничего производить, я хочу привлекать людей к какому-то занятию. Поэтому мастер-классы могут меняться. Занятия по выпечке хлеба я проводила еще в Риге. Затем сюда приезжала одна девичья компания, они хотели на девичник испечь хлеб. И я подумала: а почему я не могу этим заниматься? Так и начала», - поделилась Айга.
«Главное начать делать. Если будешь делать все, что тебе нравится, успехи обязательно будут. Я воспринимаю работу как развлечение», - говорит Айга.