«В момент, когда мы планировали проект, мы выбрали три направления — Раковый регистр (Cancer register), скрининг раковых заболеваний и путь ко всеобъемлющим центрам онкологии Латвии. Эти направления были выбраны из-за того, что мы чувствовали там недостаточное качество.
Мы говорим не только об онкологии, но также о профилактике, о скрининге. Так что абсолютно не идет речи о пациентах, у которых есть злокачественная опухоль, но насчет каждого, у которого теоретически это может развиться», — сказал Лея.
Главное учреждение, которое было ответственно за проект — МАИР, Международное агентство по изучению рака, которое находится во Франции. Агентство работает не только со странами ЕС, но и по всему миру и является одной ведущих и опытных организаций именно по регистру и скринингу раковых заболеваний, подчеркнул специалист:
«Насчёт процесса развития всеобъемлющего центра — там была включена другая организация. Это Ассоциация онкологических институтов Европы, которая имеет опыт аккредитации этих организаций.
Параллельно этот проект проходил в Словакии, поскольку там запросили похожую экспертизу. В основном там те же проблемы, как и у нас. Так что была какая-то польза коммуникации между странами».
На изучение ситуации в отрасли в Латвии специалистам из других стран потребовалось больше полутора лет:
«Проект длился формально 18 месяцев, но реально даже больше. Поскольку мы подготовили проект за год до того, как он был начат. И начали уже работать с экспертами перед тем, как проект был начат. Надо сказать, что в рамках проекта оплачивались только международные эксперты. По указанию министерства Латвийский университет координировал работу в Латвии местных специалистов. И надо сказать, что не один специалист — многие специалисты Латвии были вовлечены, я бы хотел сказать им спасибо за это время, которое они вложили в проект. Но ни один местный специалист не получил никакой платы за это».
По словам Марциса Леи, в ходе проекта оценивалось три вида онкоскрининга: скрининг рака молочной железы, шейки матки и колоректального рака.
«Надо сказать, что это скрининги, которые были рекомендованы в 2023 году. Но даже за это время не удалось достичь минимального уровня качества, которому система должна соответствовать.
Как эта работа проводилась? Эксперты анализировали официальную информацию, статистику. Но потом были созданы отдельные рабочие группы по регистру, по скринингу, которая была одной из самых больших, а также по онкологическим центрам, где участвовала не только ведущая Восточная больница, но и другая университетская больница, региональные больницы и даже частные. Активно приглашались семейные врачи и разные специалисты других отраслей тоже».
Латвии были даны конкретные рекомендации насчет Ракового регистра — что и каким образом нужно в него включать, как и какие именно собирать данные и как следует работать, чтобы достичь результатов, которые требуются по Евросоюзу, говорит Лея:
«Многие рекомендации сделаны по скринингу. Прежде всего было отмечено, что в период, когда экспертиза была начата, не было единой организации, которая отвечала за скрининг. Такого методического подхода не было — качество не контролировалось.
Например, если у человека, который участвует в программе, определен положительный тест на примеси скрытой крови в кале, довольно небольшой процент попадает потом на колоноскопию. Минимальный показатель 90-95%, но у нас это примерно 60%. Это абсолютно неприемлемо! У нас колоректальный рак диагностируется очень поздно, по сравнению с другими странами — там больше пациентов выздоравливает, поскольку диагностика проходит раньше. И более того, она может быть и качественнее при этом.
И то, что очень важно: чтобы люди, которые проживают, например, в Латгалии, других регионах, получали услуги такого же качества, как те, кто проживает в Риге, и имели, может быть, прямой доступ к ведущей больнице».
Марцис Лея рассказал: насчёт всеобъемлющего ракового центра рекомендации ЕС таковы, что каждая страна должна иметь свой такой центр. Между тем, несколько лет тому назад даже Министерство здравоохранения не было убеждено, что такой аккредитованный центр в стране необходим.
«Да, нам предстоит еще далекий путь к тому, чтобы такой центр, как требуется по рекомендациям ЕС, в Латвии создать, но первый шаг сделан. Рижская университетская Восточная больница уже решилась идти на международную аккредитацию; это еще не будет аккредитация того уровня, которая требуется всем странам по плану борьбы с раком, но это будет большой шаг в этом направлении.
Последующие 18 месяцев Европейская комиссия будет отслеживать, как рекомендации внедряются в стране. И надо сказать, что мы довольно спокойны. Поскольку, как я уже говорил, внедрение уже было начато во время проекта.
Самое главное — чтобы вот эти выводы не попали только на полку и там не остались, а последовало внедрение. Но надо сказать, что опыт получен хороший, даже больше, чем мы ожидали с самого начала, поскольку внедрение рекомендаций началось параллельно этому проекту. ЕС финансирует только экспертизу, внедрение — это уже национальная задача».