«Путь к лучшему обществу — актуальные вызовы и решения по снижению языка вражды и снижения преступлений на почве ненависти» — так назвали свое масштабное исследование в Латвийском центре по правам человека. Это итог долгой работы: специалисты центра три года мониторили социальные сети — Facebook, X (Twitter), Tiktok, Instagram, YouTube. Искали язык вражды в комментариях на латвийских новостных порталах: Delfi, Rus.Delfi, Tvnet, RusTvnet, Apollo, Nra, Neatkariga, LA, Jauns, TV3, LSM, Rus.LSM, Sportacentrs.com.
Главным поводом для проявления языка вражды в интернете стала гомофобия — 45% ненавистнических комментариев. За ней идет ненависть на национальной почве — 20%. В 18% случаев ксенофобия или страх перед чужеземцами.
И далее по нисходящей расизм: религиозная вражда, трансфобия, ненависть на основе гендера.
«Есть конкретные события, которые провоцируют всплеск агрессии и языка вражды. Начало войны. Во время ковида были люди были изолированы друг от друга. Эта агрессия она выливалась в интернете. Именно есть такие триггеры, которые вызывают всплеск», — отметила руководитель проектов Латвийского Центра по правам человека Екатерина Тумуле.
Если говорить о языке вражды на национальной почве, то наиболее злобными комментаторы были по отношению к евреям – почти каждый второй ненавистнический комментарий был посвящён именно им.
«Евреи появляются всюду где только можно себе представить. Они ответственны за все плохое, что происходит в мире. Конечно, это все по мнению комментаторов», — сказала директор центра Анхелина Каменска.
Антисемитские комментарии были вызваны обсуждением реституции собственности, пандемией, теориями заговора, а также деятельностью бывшего президента.
На втором месте по числу ненавистнических комментариев оказались русские – в каждом третьем случае. К украинцам язык вражды применялся в 13.4% случаях. Затем идут латыши и цыгане.
Комментаторы позволяют себе многое: призывы к убийствам или насилию или их оправдание, оскорбления, расчеловечивание, призывы к дискриминации, обобщения и предрассудки, оправдание холокоста и военных преступлений. Всё это язык ненависти.
«Язык вражды есть и никуда мы от него не денемся. Как бы мы не хотели его совсем не видеть. Но и с этим надо что-то делать. И тут ответственность опять-таки очень разная. Одно дело — это правоохранительные органы, которые делают свою работу, когда это необходимо. Другое дело ответственность тех же интернет-платформ», — подчеркнула Екатерина Тумуле.
«Я хочу видеть более острую реакцию на это. Эти призывы к физической расправе создают такую токсичную среду, в которой мы живем.
Но надо учитывать, что мы общество, которое сейчас учится дискутировать, говорит и обмениваться мыслями, но социальные сети делают этот процесс токсичнее, чем это могло бы быть», — заявила министр культуры («Прогрессивные») Агнесе Логина.
Специалисты отмечают, что социальные сети удалили 45% комментариев после сообщения о разжигании ненависти и этого недостаточно. Кроме того, враждебные комментарии на латвийских новостных порталах зачастую не удаляются и это вызывает определенное беспокойство у сотрудников Латвийского центра по правам человека.
Запись конференции «Путь к лучшему обществу — актуальные вызовы и решения по снижению языка вражды и снижения преступлений на почве ненависти»: