Технологии развиваются стремительно, вариантов солнечных панелей предлагается много, отметил министр, добавив, что знает примеры получения солнечной энергии на балконах и в Латвии:
«Но встает технический вопрос. Надо понять ситуацию, например, летом. Если мы заставим многоэтажный дом солнечными панелями, тогда надо понимать технические нюансы – можно ли подключиться, учитывая состояние проводки в наших не очень новых домах. Не могу сказать, что все и сейчас смогут устанавливать такие панели. Еще нюанс – если человек сам не потребляет энергию, она уходит в сеть. А если кто-то делает ремонт, нужно отключить электричество в доме, а панель еще работает?».
В целом, как указал глава ведомства, ситуация на рынке способствуют развитию солнечных электростанций — число заявок на установку в марте подано вдвое больше, чем в феврале:
«Люди становятся более активными. Но здесь надо учитывать, что солнечные панели дешевеют. Например, сейчас они в два раза дешевле, чем летом прошлого года.
Я сам искал — предложения от 12 до 17 тыс. евро плюс 4 тысяч поддержки — итого выходило 8 тысяч. Один мой знакомый в декабре поставил уже за 3,8 тыс. евро, второй — 3,6 тыс. евро. То есть цены упали довольно сильно. Насколько долго будут держаться – не знаю, но сейчас довольно хорошие возможности установки».
Он подчеркнул, что владельцы солнечных панели, установившие их по прежним, старым правилам отнюдь не введены в заблуждение:
«Старая система будет работать еще 5 лет, до 2029 года - никого не обманываем.
Новая система расширяет возможности получения солнечной энергии, как люди того и хотели. Во-первых, люди могут поставить больше мощность – до 1 мегаватта. Сейчас энергию можно использовать не только по месту установки панелей. Самое главное — это поддержка для предпринимателей малого и среднего бизнеса. На примере предприятия Ludzas maiznīca получается, что электроэнергия вырабатывается по месту производства, а потребляется в магазинах по всей Латвии»
При это он отметил, что переизбытка вырабатываемой таким образом энергии в ближайшем будущем не ожидается:
«Очень надеюсь, что эти проблемы когда-то возникнут, сейчас их нет даже в ближайшей перспективе. Чем больше энергии мы производим — солнечной, ветряной — тем меньше цена на бирже. Сейчас в солнечный день цена отрицательная — разве это плохо? Не забываем и о наших соседях, Литве и Эстонии, которые идут в этом направлении, и пока мы будем размышлять - надо нам или нет — они захватят весь рынок».