Вспоминая, как все начиналось, Валда рассказывает, что 12 лет назад в Инчукалнсе было только одно общество — охотников и рыболовов.
«Встретились люди, которые сидели дома и были никому не нужны. Включая меня саму. Хотелось выйти в люди. Когда сидишь дома, становится трудно запоминать даже номера телефонов — как будто умом тупеешь. Решили, создали. Тогда было только пять человек», — вспоминает Валда.
У общества не было места, где обосноваться. Сначала члены общества могли час два раза в неделю проводить в социальном центре, но хотелось иметь свой угол, а не приходить в гости. Стали искать помещение, где могли бы полноценно работать. Обратили внимание на здание старой общественной бани, которая десять лет стояла пустой.
«Не знали, что так трудно будет. Но решились. Стали думать, где достать денег. И тогда с стала учиться писать проекты — если ничего не умеешь, дома сидел, ты же не знаешь, что это такое. Тем более, в Инчукалнсе до этого не было подобных проектов. Мы были первыми, кто отремонтировал помещения под европейское финансирование. Постепенно, с каждым годом мы реализовывали по одному-два проекта на дальнейший ремонт помещений. Ни в одном проекте нам не отказали», — рассказывает Валда.
В отремонтированном здании открыли Центр социальной реабилитации и интеграции «Наш дом». Благодаря различным проектам удалось не только привести в порядок само здание бывшей бани, но и открыть там… баню. Правда не общественную, а лечебную — для членов общества. В здании также начали работать различные мастерские — декупаж, рисование, компьютерные навыки.
«Построили мастерскую, где можно поработать с деревом, чтобы мужчинам тоже было чем заняться. Потом построили ткацкую мастерскую, в ней можно делать народные одежды. Делают для себя, но не исключено, что будут эти костюмы продавать — своих денег нам не хватает. Мнение, что обществам помогают различными пожертвованиями и что их легко достать — просто миф», — говорит Павловича.
Валда признается, что деньги можно получить на проект. Например, на организацию экскурсии. А вот поддержание работы общества и содержание центра полностью на плечах его участников. На Пасху они делали сувениры. Продали. Выручили 100 евро.
«Для нас это огромные деньги», — отмечает Валда.
В центре нужно платить за электричество, канализацию, налог на землю. В год на все про все уходит 3 000 евро. Валда Павловича сама работает на бобслейной трассе. Говорит, что без этих денег было бы сложно.
«Если бы я не работала и жила бы только на пенсию, я бы не могла содержать это общество. Постоянно нужно вкладывать свои деньги», — говорит Валда.
Всего в обществе 117 членов. Годовой членский взнос составляет пять евро, но не все могут заплатить и его. Центр «Наш дом» открыт каждый день, по выходным в том числе.
«Мы открыты с утра до вечера. Люди могут здесь помыться, поспать, получить новую одежду и поесть. Мы сотрудничаем со всеми благотворительными организациями», — говорит Валда.
Оказывается, что одна из задач общества — накормить нуждающихся. Ежедневно за тарелкой супа в «Наш дом» приходят около 20 человек. Помогать не только себе, но и другим — это кредо Валды Павлович.
«Мы гордимся, что мы, люди с ограниченными возможностями, помогаем другим. Мы чувствуем себя очень нужными», — признается Валда.
В центре занимаются рукоделием, готовят еду для нуждающихся, празднуют вместе праздники, ездят на экскурсии. Помимо этого Валда Павловича и ее помощники активно участвуют в заседаниях Сейма, когда речь идет об инвалидах, посещают тематические конференции и дискуссии, реализуют проекты в области трудоустройства и социальной помощи. Несколько лет назад Валда Павловича стала обладателем титула «Гордость Латвии». За то, чтобы она получила это звание, подписалось 158 человек. Причем, это не были участники основанного ею общества.
«Это были совсем другие люди, которые знали меня, наше общество и чем мы занимаемся. Когда мне позвонили, для меня это было большим сюрпризом. Я ответила, что это не для меня — такие вещи требуют тишины, а не выступлений», — убеждена Валда.
Тогда Валде позвонили с телевидения и все же уговорили пойти и получить свою заслуженную награду.
«В тот день я себя чувствовала, как королева! А потом вернулась в Инчукалнс и занялась обычнми делами. [...] Мы могли бы делать добрых дел в сто раз больше. Когда я кому-то помогаю, я этим помогаю и себе — чувствую себя нужной. Нам же всем важно чувствовать себя нужными», — заключает Валда.