Действие особого режима заканчивается. Его объявили 11 августа прошлого года — сроком на 6 месяцев. На этой неделе в правительстве решили его не продлевать. Тем не менее, это не значит, что пограничники сократят наблюдение, объясняет начальник Даугавпилсского управления Государственной погранохраны Раймонд Кублицкий:
«По-прежнему работаем в усиленном режиме. По сути, изменилась только правовая трактовка, но усиленный контроль границы по-прежнему сохраняется, чтобы не допустить нелегального пересечения границы.
На бумаге это выглядит иначе, но фактических изменений в работе нет. В том случае, если ситуация вновь обострится, снова будет оцениваться возможность введения режима усиленного контроля границы».
Сейчас актуальна зимняя рыбалка, и для любителей подледного лова с отменой усиленного режима есть возможность получить разрешение на пребывание в приграничной зоне. Тем не менее, в Погранохране отмечают, что каждое заявление будут проверять.
«У Государственной погранохраны есть право ограничивать число разрешений — точнее, более тщательно оценивать необходимость выдачи такого разрешения в соответствии с обстоятельствами. Люди должны понимать: это не означает, что теперь все разом могут направиться в приграничную полосу. Каждый случай будут оценивать отдельно, но у человека есть право подать заявку».
Кроме того, в августе закрыли КПП Силене — но с отменой усиленного контроля он работу не возобновит. И как прежде, единственным местом пересечения границы с Беларусью остаётся КПП Патерниеки.
«Пункт пересечения границы Силене остается закрытым — это свидетельство того, что мы продолжаем оценивать и анализировать текущие и возможные риски. Из чего следует, что сегодняшняя ситуация не позволяет открытие КПП»,
— сказал Кублицкий.
Жители посёлка Силене, который находится в нескольких километрах от КПП, отмечают, что с закрытием границы стало тише. Своими впечатлениями делятся продавщицы местного магазина и покупатели:
«Просто видно, что меньше, жили мы когда-то и без этого. Я как продавец могу только сказать, что покупателей стало меньше, люди раньше заезжали».
«Одним словом — почувствовали. Всё. В плане клиентов почувствовали. Людей нет. Людей стало меньше. Проезжающих меньше. Посёлок затих. Тишина».
«У меня в Беларуси никого нет. Я туда не езжу. Единственное для посёлка — это тишина. Затишье. Как-то непривычно».
Руководитель Скрудалиенской волости Бетия Иванова отмечает, что погранпункт закрыли с формулировкой «для укрепления зеленой границы». Сейчас, после завершения режима усиленного контроля, КПП остается закрытым, и современная таможенная и пограничная инфраструктура, которую сдали несколько лет назад, простаивает. Кроме того, многим местным жителям сложнее добираться до родственников в Беларуси через Патерниеки.
«Получается, вложены государственные средства бесцельно — ведь то, что не работает и не эксплуатируется, всё равно приходит в негодность.
У многих остались родственники или могилки родственников, поэтому если у нас от посёлка Силене до границы 7 километров, а теперь, чтобы им заехать в тот же Браславский район, нужно ехать через Патерниеки — это уже совсем другое расстояние, поэтому жителям это тоже неудобно».
В Даугавпилсском управлении Государственной погранохраны отмечают, что в сравнении с осенью прошлого года, когда количество попыток нелегально пересечь границу со стороны Беларуси доходило до сотни случаев в сутки, сейчас поток заметно сократился. Одна из последних зафиксированных попыток была в начале января.