Составляется база генетических данных: геном латвийца удивил ученых

По капле крови можно узнать не только состояние нашего здоровья, но даже национальность и регион, из которого мы родом. База генетических данных уже в скором будущем позволит находить индивидуальный подход в лечении представителей разных наций и профилактике заболеваний. Сейчас составляется база данных латвийского генома – часть проекта европейского генома. О первых выводах исследования – подробнее в программе «Новый день».

Температура в холодильнике минус 79 градусов, а доступ к нему – только по паролю. Здесь хранятся от 3 до 6 миллилитров крови каждого анонимного участника исследования латвийского генома. Из крови получают генетический материал или ДНК. Дальше к делу приступает особая техника, которая проводит секвенирование (или исследование всей последовательности) генома примерно неделю. Иногда и дольше.

Исследователь Центра биомедицины Каспарс Мегнис рассказывает:

«Происходит секвенирование 16 человек. Все происходит на так называемых потоковых клетках или чипах, кто как называет. Сюда все помещают и дальше аппарат сам все определяет».

Каспарс Мегнис говорит, что во время работы над этим проектом у исследователей горят глаза. Уже расшифровано 800 образцов крови жителей.

Изучив особенности, присущие жителям Латвии, и сравнив их с открытиями в других странах, Каспарс был поражен.

«По большому счету я, может, немного ожидал, что могут быть генетические отличия между жителями Латвии и других стран. Хотя, казалось бы, все это – Европа, что тут может различаться. Но все же результаты показали – довольно хорошо видно, кто откуда родом».

Янис Кловиньш рассказывает, что данные исследования отражены в графиках. Они указывают, что наш – европейский – геном значительно отличается от геномов жителей Азии и Африки. У европейцев много схожего, но и много отличий.

Голубоватый цвет, которого в структуре латвийского жителя больше всего, указывает на геном охотников-собирателей. Похожая структура генома только у литовцев и немного у эстонцев.

«Литовцы и латыши, наверное, действительно, по нашим данным, самые похожие. Конечно, эстонцы тоже, у них довольно большая пропорция компонента охотника-собирателя. И, конечно, чем дальше от Латвии, тем меньше обнаруживается этот компонент генома. Следующий этап – выяснить оставляет ли это какое-то влияние на риск определенных заболевания или есть ли в архитектуре этого генома что-то, что влияет на эти риски», - рассказывает глава научного совета Центра биомедицины Янис Кловиньш

Во время изучения генома латвийских жителей выяснилось, что можно даже определить регион, из которого человек родом. После обобщения всех данных в единой европейской базе данных открываются двери для дальнейших, более углубленных исследований.

«Сейчас в медицине есть необходимость в диагностике именно редких заболеваний, когда врачам присылают подозрительную мутацию и им нужно ее проверить. То же и с терапией рака – существуют мутации, которые могут вызвать онкологические заболевания.

Очень важно сравнить их с теми, которые просто встречаются в человеческой популяции», - поясняет Кловиньш.

Как рассказал Мегнис, новую базу данных можно использовать для лучшей диагностики заболеваний генетического характера, в том числе, исследований и диагностики опухолей.

Исследование планируется завершить примерно через год. Ученым нужно еще примерно 2 000 образцов крови жителей Латвии. Особенно, из Латгале и Земгале. Ученые подчеркивают – данные анонимны. При этом участники исследования после его завершения смогут в частном порядке узнать, какие тайны хранит их кровь. В том числе, рискам каких заболеваний они подвержены.