«Мы стараемся придерживаться примерно тех же параметров, которые использовали 5 лет назад, чтобы понять, как меняется отношение общества к бывшим заключённым, как меняется отношение работодателей. Ведь если говорить о включении заключённых в общество и в рабочий рынок, стереотипы о них играют важную роль. Отношение способствует тому, чтобы осуждённые больше не возвращались в тюрьмы», - рассказывает представитель Управления мест заключения Марис Лусте.
По его словам, были опрошены 35 работодателей, один из заданных им ключевых вопросов – верят ли респонденты, что несколько раз побывавшие в тюрьме могут измениться. Как и ожидалось, мнение общества таково: те, кто был в тюрьме один или два раза – могут измениться; рецидивисты – вряд ли.
«Мы фактически переняли лучшие и самые эффективные мировые программы. Одна из них направлена на преступников, которые совершили насильственные преступления. Другая – связана с ошибками мышления. Речь о тех, кому общество доверяет меньше всего. Это те, кто совершил преступления на половой почве, насильственные преступления, грабители. Более лояльно работодатели относятся к тем, кто, например, сел за руль в пьяном виде или совершили какое-то хулиганство. Но стереотипы не меняются по заказу».
Кодекс исполнения наказания говорит, что цель наказания – ресоциализация, чтобы после освобождения человек вел себя согласно закону. И это главный фокус учреждения, говорит Лусте.
«Но во многих случаях именно нехватка у человека навыков работы и образования – один из факторов, который может сыграть свою роль в возможном возвращении в общество. И мы сначала оцениваем риски и что необходимо человеку, чтобы риски рецидива были минимальными. Это программы социальной коррекции. Но это и вопросы сплочения семьи, развития рабочих навыков, работа с зависимостями, полезное провождение свободного времени».
Сейчас для бывших заключённых те же правила игры на рынке труда, как и для всех остальных. Но Госагентство занятости не забывает об этих людях, профилирует бывших осужденных, подбирает для них подходящие профессии и интересующие их отрасли.
«Эти навыки осуждённый может развивать еще находясь в тюрьме. И в рамках пилотного проекта мы помогаем заключенным найти и конкретного работодателя, у которого он может работать после выхода на свободу. Сейчас более половина работодателей считает, что они должны знать о том, что их потенциальный работник был в тюрьме. Да, они не считают, что бывшие заключенные могут быть особо дисциплинированными и лояльными. Но в целом, если мы сравниваем с 2018 годом, когда бывших заключенных были готовы трудоустроить 14% работодателей, сегодня это уже 17%», - отметил он.